Степан Эрьзя не раз в своем творчестве обращался к античному мифологическому сюжету о Леде и влюбленном в нее Зевсе, который обратился в лебедя, чтобы обманом добиться благосклонности красавицы. Он прилетел к Леде во время ее купания на реке Эврот и соблазнил женщину. От союза с богом на свет появилась Елена Прекрасная, из-за которой впоследствии развязалась многолетняя Троянская война.
Образ любящих друг друга Леды и Зевса в облике лебедя прочно вошел в мировую художественную культуру. На этот сюжет создавались античные фрески, он вдохновлял титанов Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Антонио да Корреджо, а также мастеров последующих эпох — Питера Рубенса, Поля Сезанна, Анри Матисса, Сальвадора Дали. Художники любили этот сюжет за возможность изобразить красоту женского обнаженного тела, передать переживания любви. Вслед за другими мастерами Степан Эрьзя создал два одноименных произведения, рассказывающих об истории любви греческого бога и земной женщины. Он дал оригинальную, глубоко личную трактовку традиционным образам и вступил в своеобразный диалог с великими предшественниками.
Первая работа Эрьзя «Леда и лебедь» была вырезана мастером из грецкого ореха в 1922 году в период пребывания на Кавказе. Она изображает сцену трогательного свидания женщины и лебедя, причем доминирует в композиции изображение птицы с ее своеобразной пластикой, а образ хрупкой Леды, почти скрытой под крыльями лебедя, играет подчиненную роль. Здесь первично изображение сюжета, а не психологических переживаний его героев.
Миф о Леде и лебеде не отпускал скульптора еще семь лет. Повторно Степан Эрьзя осмыслил чувственный мифологический сюжет уже в Аргентине в 1929 году в скульптуре из кебрачо. Здесь сцена встречи Леды и лебедя воплощает земную любовь и красоту человеческого тела. Первостепенным стал женский образ. Прекрасно молодое, сильное тело Леды, плавен силуэт гибких рук, точеных колен. Взгляд отрешен, она погружена в свои чувства. Лебедь выполняет чисто пластическую роль: отлично передана упругость гибкой шеи, сила могучих крыльев, но он остается за фигурой Леды, обрамляя ее и подчеркивая красоту женщины.
Степан Эрьзя, не повторяя трактовок других мастеров, создал оригинальную скульптурную композицию, в которой на первое место вышел не эротизм мифологического сюжета, а торжество жизненной силы, объединяющей женское и мужское начала.
Образ любящих друг друга Леды и Зевса в облике лебедя прочно вошел в мировую художественную культуру. На этот сюжет создавались античные фрески, он вдохновлял титанов Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Антонио да Корреджо, а также мастеров последующих эпох — Питера Рубенса, Поля Сезанна, Анри Матисса, Сальвадора Дали. Художники любили этот сюжет за возможность изобразить красоту женского обнаженного тела, передать переживания любви. Вслед за другими мастерами Степан Эрьзя создал два одноименных произведения, рассказывающих об истории любви греческого бога и земной женщины. Он дал оригинальную, глубоко личную трактовку традиционным образам и вступил в своеобразный диалог с великими предшественниками.
Первая работа Эрьзя «Леда и лебедь» была вырезана мастером из грецкого ореха в 1922 году в период пребывания на Кавказе. Она изображает сцену трогательного свидания женщины и лебедя, причем доминирует в композиции изображение птицы с ее своеобразной пластикой, а образ хрупкой Леды, почти скрытой под крыльями лебедя, играет подчиненную роль. Здесь первично изображение сюжета, а не психологических переживаний его героев.
Миф о Леде и лебеде не отпускал скульптора еще семь лет. Повторно Степан Эрьзя осмыслил чувственный мифологический сюжет уже в Аргентине в 1929 году в скульптуре из кебрачо. Здесь сцена встречи Леды и лебедя воплощает земную любовь и красоту человеческого тела. Первостепенным стал женский образ. Прекрасно молодое, сильное тело Леды, плавен силуэт гибких рук, точеных колен. Взгляд отрешен, она погружена в свои чувства. Лебедь выполняет чисто пластическую роль: отлично передана упругость гибкой шеи, сила могучих крыльев, но он остается за фигурой Леды, обрамляя ее и подчеркивая красоту женщины.
Степан Эрьзя, не повторяя трактовок других мастеров, создал оригинальную скульптурную композицию, в которой на первое место вышел не эротизм мифологического сюжета, а торжество жизненной силы, объединяющей женское и мужское начала.