Первая русская революция 1905 года стала неожиданностью и потрясением для Российской империи. Ее катализатором явилось Кровавое воскресенье, когда невооруженная демонстрация столичных рабочих во главе со священником Георгием Гапоном была расстреляна полицейскими. Гибель демонстрантов не осталась напрасной, за ней последовали либеральные преобразования: были учреждены Государственная дума и Государственный совет, вышел Манифест 17 октября 1905 года, давший гражданам России гражданские свободы. Эти события живо отразились в воображении молодого художника Степана Эрьзи. Он много лет обдумывал образ павших жертв разгона демонстрации и в 1926 году, уже после событий Октябрьской революции и Гражданской войны, воплотил свое художественное видение трагедии в скульптуре «Жертвы революции 1905 года».
Эта работа — пример редкой в творчестве скульптора многофигурной композиции. На широкой плите изображены безжизненные тела мужчины, двух молодых женщин и ребенка. Необычные ракурсы фигур, живописный подход к выявлению фактуры, усиленное внимание к светотени наполняют произведение повышенной экспрессией, делают его особенно выразительным. В центре по диагонали расположена поверженная мужская фигура. Дыхание смерти уже коснулось лица, но в еще сжатых кулаках чувствуется сила, которую невозможно сломить, и намерение не сдаваться. По бокам скульптор расположил полуобнаженные изогнутые женские тела. Фрагментарно изображенная в центре фигурка младенца усиливает трагическое звучание работы. Композиция оригинальна и динамична, только круговой осмотр полностью раскрывает художественные особенности и содержание этого произведения.
Скульптура «Жертвы революции 1905 года» была показана на Государственной выставке современной отечественной скульптуры в 1926 году вместе с другими работами Степана Эрьзи, объединенными революционной тематикой: «Народный трибун» и «Узник».
Изваяние «Жертвам революции 1905 года» исполнено в изобретенном скульптором материале с условным названием «железобетон». Оно стало одним из его лучших произведений, вошедшим в золотой фонд его творчества. По сведениям биографов, работа была задумана во время пребывания Степана Эрьзи на Урале. Многие скульптуры мастера отличает музыкальность ритмов. Памятник «Жертвам революции…» звучит как реквием, как хорал.
Эта работа — пример редкой в творчестве скульптора многофигурной композиции. На широкой плите изображены безжизненные тела мужчины, двух молодых женщин и ребенка. Необычные ракурсы фигур, живописный подход к выявлению фактуры, усиленное внимание к светотени наполняют произведение повышенной экспрессией, делают его особенно выразительным. В центре по диагонали расположена поверженная мужская фигура. Дыхание смерти уже коснулось лица, но в еще сжатых кулаках чувствуется сила, которую невозможно сломить, и намерение не сдаваться. По бокам скульптор расположил полуобнаженные изогнутые женские тела. Фрагментарно изображенная в центре фигурка младенца усиливает трагическое звучание работы. Композиция оригинальна и динамична, только круговой осмотр полностью раскрывает художественные особенности и содержание этого произведения.
Скульптура «Жертвы революции 1905 года» была показана на Государственной выставке современной отечественной скульптуры в 1926 году вместе с другими работами Степана Эрьзи, объединенными революционной тематикой: «Народный трибун» и «Узник».
Изваяние «Жертвам революции 1905 года» исполнено в изобретенном скульптором материале с условным названием «железобетон». Оно стало одним из его лучших произведений, вошедшим в золотой фонд его творчества. По сведениям биографов, работа была задумана во время пребывания Степана Эрьзи на Урале. Многие скульптуры мастера отличает музыкальность ритмов. Памятник «Жертвам революции…» звучит как реквием, как хорал.