Степан Нефёдов родился в 1876 году в крестьянской семье и позднее взял себе псевдоним Эрьзя в честь своей принадлежности к этнической группе эрзя в составе мордовских народов. Начав обучение иконописи и живописи у известных российских мастеров, продолжил изучать скульптуру в Италии, осваивал различные материалы: от традиционного мрамора до бетона и чугуна, а также экзотических пород деревьев.
Октябрьскую революцию Эрьзя встретил в Москве и безоговорочно объявил себя сторонником Советов. Он стал одним из первых скульпторов, которые приняли участие в осуществлении проектов монументальной пропаганды.
В Екатеринбурге автор создаёт целый ряд работ, прославляющий труд, братство и свободу, в Баку, Батуми и Новороссийске открывает творческие мастерские, занимается педагогической работой. Одновременно завершает множество памятников и скульптурных портретов исторических деятелей, выдающихся представителей литературы и искусства.
Со временем отношения с советской властью осложнились, и Эрьзя принимает решение об эмиграции в Аргентину, где осваивает новые экзотические материалы. Открытием для художника стал кебрачо — собирательное название нескольких субтропических южноамериканских видов деревьев, отличающихся высокой твердостью древесины.
Октябрьскую революцию Эрьзя встретил в Москве и безоговорочно объявил себя сторонником Советов. Он стал одним из первых скульпторов, которые приняли участие в осуществлении проектов монументальной пропаганды.
В Екатеринбурге автор создаёт целый ряд работ, прославляющий труд, братство и свободу, в Баку, Батуми и Новороссийске открывает творческие мастерские, занимается педагогической работой. Одновременно завершает множество памятников и скульптурных портретов исторических деятелей, выдающихся представителей литературы и искусства.
Со временем отношения с советской властью осложнились, и Эрьзя принимает решение об эмиграции в Аргентину, где осваивает новые экзотические материалы. Открытием для художника стал кебрачо — собирательное название нескольких субтропических южноамериканских видов деревьев, отличающихся высокой твердостью древесины.
Аргентинский период творчества мастера обогатил тематику его произведений за счёт новых жанров, в частности — ретроспективного (исторического) портрета. Большинство своих работ Эрьзя создаёт без предварительных набросков, искусно высекая скульптуру из выбранной природной формы.
Одной из важнейших черт творчества Эрьзи является вторичность портретного сходства — для него наиболее важным было отразить внутреннее состояние. Если с первого взгляда на работы автора может показаться, что его образ не совпадает с общепринятыми представлениями, то по мере более пристального знакомства становится понятна мысль художника, начинается процесс узнавания и нахождения новых черт, казалось бы, в знакомом лице.
Ярким примером такого подхода стала скульптура «Александр Невский», которую Степан Дмитриевич создал в 1931 году. История не оставила нам конкретных свидетельств о том, как выглядел великий русский полководец. Жизненные наблюдения художника, воплощение силы фантазии в аллегории привели к появлению интересных пластических и композиционных решений.
Скульптурный портрет Александра Невского органично соединяет в себе сказочно-былинный образ прославленного воина с образом конкретного мудрого русского человека, князя и полководца.
Выбранный Эрьзя материал стал неотъемлемой частью образа, средством художественной выразительности. Резцом обработана лишь часть скульптуры — лицо князя, в котором читается мужественность и могучая сила, тогда как природные наросты древесины образуют пряди волос и длинную бороду, воинский шлем и взметнувшийся от ветра плащ.
Эрьзя изображает Невского именно таким, каким он закрепился в памяти народа — мудрым правителем, храбрым воином и достойным слугой Бога.