Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Музея Эрьзи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Шакен Ахметжановой (Казашка)

Время создания
1955 год
Размер
57х97,5х29 см
Техника
альгарробо
2
Открыть в приложении
#3
Эрьзя С. Д.
Портрет Шакен Ахметжановой (Казашка)
#4
Скульптурный портрет Шакен Ахметжановой «Казашка», вышедший из-под резца Степана Эрьзи, должен был стать частью большой, но, к сожалению, не осуществленной мастером серии работ. Глядя на высеченное из дерева красивое и одухотворенное лицо женщины-труженицы, несложно представить замысел автора — создание образов людей новой России. 
 
Дело не только во внешнем сходстве с прототипом — простой дояркой, удостоенной звания Героя Социалистического Труда. Эрьзя выявил и донес до зрителя главное — характер женщины. Спокойная, мудрая, она смотрит на нас с чувством собственного достоинства, но не гордыни. Открытый взгляд, легкая улыбка демонстрируют уверенность в светлом будущем, радость осознания сопричастности к общему большому делу. 

Портрет «Казашка» мастер создал, находясь уже в Советском Союзе, куда вернулся после многолетнего пребывания за рубежом. В Буэнос-Айресе, где скульптор провел более двадцати лет, он открыл для себя особые породы дерева: урундай, кебрачо, альгарробо, обладающие своеобразной фактурой, удивительными твердостью и плотностью, красивыми оттенками. Местные жители использовали эту древесину для изготовления шпал, а Степан Эрьзя оттачивал на ней собственное мастерство. 

Вся его жизнь была посвящена искусству. Где бы ни жил мастер, душа его рвалась на родину. Оставаясь гражданином Страны Советов, он не принял аргентинского подданства. Надеясь однажды вернуться в Россию, скульптор бережно хранил давно просроченный советский паспорт. 

Многие произведения, созданные на чужбине, пронизаны чувством отчаяния и безысходности, трагизма, внутренних противоречий. Но именно многолетний аргентинский период стал наиболее значимым в творчестве Эрьзи: художник нашел свою тему, выработал собственный уникальный стиль. 

На родину художник вернулся в 1951 году. С собой он привез коллекцию скульптурных произведений и полюбившийся экзотический природный материал. Персональная выставка, состоявшаяся в 1954 году в выставочном зале на Кузнецком мосту, вызвала среди зрителей и критики живейший интерес. Эрьзя опасался, что советская публика не примет его аутентичное искусство. Но беспокойство оказалось напрасным: скульптора ждал триумф. 

«Казашка» выполнена из древесной породы альгарробо в новой манере мастера. Ранее он творил «в соавторстве с природой», подвергая обработке лишь небольшой фрагмент куска дерева. Тщательно выявив лицо и изредка руки, оставшуюся естественную часть скульптор органично «вплетал» в прически персонажей, шляпки, детали развевающейся одежды. 

Портрет Ахметжановой проработан полностью, от зрачков до волос. Изучив и подчинив себе дерево, мастер отказался от привычных экспрессивных внешних эффектов. Им на смену пришло плавное течение древесных волокон. Использование этого приема придало образу молодой доярки больше свободы и внутреннего раскрепощения. Это один из первых портретов, где героиня пусть сдержанно, но улыбается. 

Удивительно, но Степан Эрьзя принадлежит к числу тех немногих мастеров, кто создавал свои произведения по памяти, без предварительных набросков и этюдов. Даже ранние его скульптуры созданы методом прямой вырубки в камне. Будучи тонким психологом с прекрасной зрительной памятью и безупречным владением материалом, скульптор умело, без черновых заготовок передавал самые глубокие оттенки человеческих чувств. Образ женщины, пленяющий жизненностью, душевным покоем, красноречиво это подтверждает.
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Шакен Ахметжановой (Казашка)

Время создания
1955 год
Размер
57х97,5х29 см
Техника
альгарробо
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Эрьзя С.Д. Коллекция работ

Моисей
Моисей
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Александр Невский
Александр Невский
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Микеланджело
Микеланджело
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Эрзянка
Эрзянка
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Фантазия
Фантазия
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Автопортрет
Автопортрет
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Голова мордовки
Голова мордовки
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Мужество
Мужество
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Женский портрет
Женский портрет
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Ева
Ева
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Крестьянин-мордвин
Крестьянин-мордвин
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Леда и Лебедь
Леда и Лебедь
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Портрет отца скульптора
Портрет отца скульптора
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Жертвы революции 1905 года
Жертвы революции 1905 года
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Портрет матери
Портрет матери
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Любовь
Любовь
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Автопортрет
Автопортрет
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Монашенка
Монашенка
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Обнаженная
Обнаженная
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Отдых
Отдых
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%