Истинным шедевром Степана Эрьзи стал взволнованный портрет-исповедь, портрет-итог, портрет-ностальгия, созданный семидесятилетним скульптором в Аргентине за три года до возвращения на родину.
Мастер, передавая индивидуальные черты и изображая себя человеком в расцвете сил (высокий лоб, глубоко посаженные глаза, страдальчески сдвинутые брови, широкие скулы), делает акцент на эмоциональной наполненности образа. В запрокинутом лице читается сложная гамма чувств: щемящие ноты мучительной тоски, страдания и отчаяния. Но сквозь все это пробивается страстная надежда.
Реалистическое начало сочетается с чутким проникновением во внутренний мир человека, сообщает образу особую возвышенность и одухотворенность. В автопортрете скульптор продемонстрировал умение раскрывать нюансы человеческих переживаний, вдыхая жизнь в древесную массу.
Скульптура выполнена из кебрачо — так называют кору и древесину нескольких видов деревьев, произрастающих в Южной Америке. Она окрашена в светло-желтый, темно-коричневый, красный, иногда почти черный цвет. Степан Эрьзя чаще всего работал с древесиной рожкового дерева. Кебрачо отличается необыкновенной плотностью и прочностью и требует от скульптора умения и опыта работы.
Кебрачо на долгие годы стало излюбленным материалом мастера, ради него он провел в Аргентине двадцать три года. За это время Степан Эрьзя изваял более трехсот скульптур и создал собственную технику работы, сочетающую пластичность и выразительность формы. Гладкие, будто отлитые из стекла поверхности скульптор умело сочетал с естественной текстурой дерева. Узловатая древесина рожкового дерева будила воображение мастера, подсказывала причудливые формы изваяний.
Работа с древесиной была для Степана Эрьзи продолжением народных мордовских традиций, в которых лес и дерево были источником вдохновения и материалом для строительства, украшения жилища, изготовления поделок и домашней утвари. Каждый мордовский крестьянин, и Степан Эрьзя не исключение, владел ремеслом столяра и плотника. Еще живя на Кавказе, скульптор пробовал работать с деревом, из дуба и ореха он создал несколько работ: «Леда и лебедь», «Женский портрет», «Шепот».
Жизнь в Аргентине, наполненная творческими исканиями, не была простой. Художник тосковал по родине. Автопортрет из кебрачо — это скорее портрет его души: старец изобразил себя страдающим юношей, который, запрокинув голову, смотрит вверх — во все-таки светлое будущее. А может быть, и в Вечность.
Мастер, передавая индивидуальные черты и изображая себя человеком в расцвете сил (высокий лоб, глубоко посаженные глаза, страдальчески сдвинутые брови, широкие скулы), делает акцент на эмоциональной наполненности образа. В запрокинутом лице читается сложная гамма чувств: щемящие ноты мучительной тоски, страдания и отчаяния. Но сквозь все это пробивается страстная надежда.
Реалистическое начало сочетается с чутким проникновением во внутренний мир человека, сообщает образу особую возвышенность и одухотворенность. В автопортрете скульптор продемонстрировал умение раскрывать нюансы человеческих переживаний, вдыхая жизнь в древесную массу.
Скульптура выполнена из кебрачо — так называют кору и древесину нескольких видов деревьев, произрастающих в Южной Америке. Она окрашена в светло-желтый, темно-коричневый, красный, иногда почти черный цвет. Степан Эрьзя чаще всего работал с древесиной рожкового дерева. Кебрачо отличается необыкновенной плотностью и прочностью и требует от скульптора умения и опыта работы.
Кебрачо на долгие годы стало излюбленным материалом мастера, ради него он провел в Аргентине двадцать три года. За это время Степан Эрьзя изваял более трехсот скульптур и создал собственную технику работы, сочетающую пластичность и выразительность формы. Гладкие, будто отлитые из стекла поверхности скульптор умело сочетал с естественной текстурой дерева. Узловатая древесина рожкового дерева будила воображение мастера, подсказывала причудливые формы изваяний.
Работа с древесиной была для Степана Эрьзи продолжением народных мордовских традиций, в которых лес и дерево были источником вдохновения и материалом для строительства, украшения жилища, изготовления поделок и домашней утвари. Каждый мордовский крестьянин, и Степан Эрьзя не исключение, владел ремеслом столяра и плотника. Еще живя на Кавказе, скульптор пробовал работать с деревом, из дуба и ореха он создал несколько работ: «Леда и лебедь», «Женский портрет», «Шепот».
Жизнь в Аргентине, наполненная творческими исканиями, не была простой. Художник тосковал по родине. Автопортрет из кебрачо — это скорее портрет его души: старец изобразил себя страдающим юношей, который, запрокинув голову, смотрит вверх — во все-таки светлое будущее. А может быть, и в Вечность.