Степан Эрьзя — многогранный скульптор, умело работавший с искусственным и природным материалом: цементом, железобетоном, камнем, деревом. Самым продолжительным творческим периодом его жизни стал аргентинский, во время которого излюбленным материалом было кебрачо — чрезвычайно прочная и плотная древесина некоторых субтропических деревьев, трудно покоряющаяся резцу, но обладающая несомненными художественными достоинствами: причудливостью природных форм и разнообразием окраски. Тона кебрачо переливаются от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Работа с деревом давалась скульптору непросто, Степан Эрьзя много лет вырабатывал приемы обработки дерева и оттачивал свою технику.
Скульптура 1927 года «Фантазия» — одна из первых, созданных из кебрачо. В ней узнаются мотивы прошлых изваяний. По своему стилистическому и образному строю она близка скульптуре «Летящий», выполненной во время жизни Степана Эрьзи на Кавказе. Используя минимум пластических средств и удачно подобранный древесный нарост, мастеру удалось создать в «Фантазии» образ большой выразительности, подчеркнуть своеобразие природного материала. Сама древесина словно подсказала ему композиционное и ритмическое решение.
В куске дерева скульптор увидел фигуру девушки. Он лишь наметил ее очертания, оставив остальную работу воображению зрителей. Мастер детально проработал только лицо и кисть руки и не тронул естественные формы материала, боясь неосторожным вмешательством разрушить их гармонию. Свой метод работы Степан Эрьзя называл «содружеством с природой». В работе «Фантазия» художник гармонично соединил фактуру дерева и нежный женский образ.
Степан Эрьзя мало заботился о личном комфорте, но всегда был требователен к обстановке, которая должна была благоприятствовать занятиям искусством. В Аргентине сложились все необходимые условия: внимание прессы, благосклонность местных властей, искренний интерес и восторженное отношение к его работам — все это помогло художнику адаптироваться в новой культуре.
Аргентинский период оказался для мастера временем творческого взлета. Он стал самым продолжительным в его эволюции скульптора. В Аргентине Степан Эрьзя продемонстрировал ранее не свойственное ему постоянство в выборе материала для работы. Именно здесь было найдено дерево, идеально соответствующее его требованиям, — кебрачо.
Скульптура 1927 года «Фантазия» — одна из первых, созданных из кебрачо. В ней узнаются мотивы прошлых изваяний. По своему стилистическому и образному строю она близка скульптуре «Летящий», выполненной во время жизни Степана Эрьзи на Кавказе. Используя минимум пластических средств и удачно подобранный древесный нарост, мастеру удалось создать в «Фантазии» образ большой выразительности, подчеркнуть своеобразие природного материала. Сама древесина словно подсказала ему композиционное и ритмическое решение.
В куске дерева скульптор увидел фигуру девушки. Он лишь наметил ее очертания, оставив остальную работу воображению зрителей. Мастер детально проработал только лицо и кисть руки и не тронул естественные формы материала, боясь неосторожным вмешательством разрушить их гармонию. Свой метод работы Степан Эрьзя называл «содружеством с природой». В работе «Фантазия» художник гармонично соединил фактуру дерева и нежный женский образ.
Степан Эрьзя мало заботился о личном комфорте, но всегда был требователен к обстановке, которая должна была благоприятствовать занятиям искусством. В Аргентине сложились все необходимые условия: внимание прессы, благосклонность местных властей, искренний интерес и восторженное отношение к его работам — все это помогло художнику адаптироваться в новой культуре.
Аргентинский период оказался для мастера временем творческого взлета. Он стал самым продолжительным в его эволюции скульптора. В Аргентине Степан Эрьзя продемонстрировал ранее не свойственное ему постоянство в выборе материала для работы. Именно здесь было найдено дерево, идеально соответствующее его требованиям, — кебрачо.