Праздничный костюм, который мы видим на кукле, в точности повторяет традиционный женский наряд жительниц воронежско-белгородского пограничья, хотя в музее представлен как одежда села Русская Тростянка Острогожского района.
В орнаментах вышивки на юбке-понёве и белой рубахе «зашифровывали» возраст женщины — каждому из возрастов соответствовал свой узор. То же относилось и к случаям, к которым вышивалась рубаха: к свадьбе вышивали один орнамент, к празднику — другой, а если рубаха и понёва шились для воскресной службы, то третий.
Основой женского костюма всегда считалась рубаха, иногда её называли станушкой — от слова «стан», фигура. Изначально рубахи шили из грубого домотканого полотна, но со временем для праздничной одежды стали покупать более тонкую ткань у заезжих купцов. Белый холст искусно расшивали чёрной нитью, геометрическим орнаментом. Видов рубах было больше десятка: расшитые мушками и с зобом, с перетканками — вытканным узором отличающегося от основы цвета, поликами, соединяющими полочку и спинку по линии плеча элементами кроя.
В орнаментах вышивки на юбке-понёве и белой рубахе «зашифровывали» возраст женщины — каждому из возрастов соответствовал свой узор. То же относилось и к случаям, к которым вышивалась рубаха: к свадьбе вышивали один орнамент, к празднику — другой, а если рубаха и понёва шились для воскресной службы, то третий.
На кукле надета чёрная в клетку понёва со вставкой из прошвы — гладкой ткани чёрного цвета. Украшена шерстяная юбка ковровой вышивкой. Следует отметить, что и декорировали вышивкой сзади, по бокам и по подолу не только праздничные понёвы, но и будничные элементы одежды. Просто праздничные отличались более сложной техникой вышивки и густотой наложения нити. По цветовой гамме вышивки можно было определить, из какого села родом владелица понёвы.
Их шили изо льна и конопляной холстины, основным цветом оставался белый, но в ходу были и красные рубахи. Отбеливали ткань золой, но для повседневной одежды холстину выбеливали лишь слегка, яркая белизна важна была только для праздничной рубашки.
Фасон рубах тоже мог быть разным. Для повседневной носки шили рубахи со странным названием «дурочка», они отличались от праздничных длиной рукава — чуть ниже локтя. Такая длина была очень удобна — рукава не мешали женщине месить тесто, ухаживать за животными, работать в огороде и по дому. Были рубахи-«блошницы», предназначенные и для дневной носки, и для сна, рукава у них длинные, а вместо подъюбника — подставка.
Характерным дополнением для костюмов этого региона была грибатка — что-то вроде колье из кружочков, связанных между собой золотыми и серебряными нитями. Нагрудное украшение, символизирующее неутомимый бег солнца по небосводу, носили и мужчины, и женщины, и юные девушки. Изделия отличались по форме, цвету и количеству махры (бахромы). Грибатки делают и сегодня, но уже из современных материалов и нитей.