Коньковая подвеска — находка из Шокшинского могильника. Изделие представляет собой прямоугольный щиток с узором, имитирующим филигрань, переходит в верхней части в парное изображение коньковых головок, на шее которых по кольцу с треугольной подвеской. В нижней части щиток оформлен пятью литыми кольцами, с цепочками и подвесками в виде лапок водоплавающей птицы.
Шокшинский могильник является археологическим памятником рязано-окских племен. Могильник датируется второй половиной V — началом XI века и находится у села Куликово Теньгушевского района Республики Мордовия. Археологи Алексей Васильевич Циркин и Виктор Николаевич Шитов исследовали там более тысячи захоронений. В мужских могилах они нашли орудия труда (втульчатые и проушные топоры, серпы, ножи, тесла, скобели), предметы вооружения (мечи, сабли, кинжалы, наконечники копий и стрел, боевые топоры), фрагменты защитных доспехов, удила, стремена. В женских — украшения из серебра и бронзы: налобные венчики, височные кольца, шейные гривны, ожерелья из бус и подвесок, нагрудные бляхи, браслеты.
В экспозиции музея представлены ювелирные украшения из Шокшинского могильника. В их орнаменте получили развитие зооморфные мотивы: реалистически отображенные в ранние века, они уступили в более позднее время место изделиям с чертами декоративной условности, стилизации. Преимущественно это коньковые привески с шумящими лапчатыми или бутыльчатыми подвесками. В экспозиции представлены уникальные образцы нагрудных застежек в виде солярных знаков, увенчанных коньковыми головками, многообразные варианты литых коньковых подвесок с ажурным щитком, имитирующим филигрань с зернью. Кроме того, в Шокшинском могильнике были найдены восточные серебряные монеты, поясные наборы, меч с клеймом западных оружейных мастерских, перстень с арабской надписью, что свидетельствует о связях местного населения с другими народами.
Находка из Шокшинского могильника свидетельствует о развитии зооморфных мотивов в ювелирном искусстве древней мордвы. Техника филиграни и зерни требовала высокого мастерства от исполнителя. В данном случае мы видим имитацию этих приемов.
Артефакт свидетельствует о том, что древние ювелиры владели приемами, позволявшими имитировать сложнейшие техники и создавать работы высокого художественного достоинства. Подвеска выполнена в технике литья по восковой модели.
Шокшинский могильник является археологическим памятником рязано-окских племен. Могильник датируется второй половиной V — началом XI века и находится у села Куликово Теньгушевского района Республики Мордовия. Археологи Алексей Васильевич Циркин и Виктор Николаевич Шитов исследовали там более тысячи захоронений. В мужских могилах они нашли орудия труда (втульчатые и проушные топоры, серпы, ножи, тесла, скобели), предметы вооружения (мечи, сабли, кинжалы, наконечники копий и стрел, боевые топоры), фрагменты защитных доспехов, удила, стремена. В женских — украшения из серебра и бронзы: налобные венчики, височные кольца, шейные гривны, ожерелья из бус и подвесок, нагрудные бляхи, браслеты.
В экспозиции музея представлены ювелирные украшения из Шокшинского могильника. В их орнаменте получили развитие зооморфные мотивы: реалистически отображенные в ранние века, они уступили в более позднее время место изделиям с чертами декоративной условности, стилизации. Преимущественно это коньковые привески с шумящими лапчатыми или бутыльчатыми подвесками. В экспозиции представлены уникальные образцы нагрудных застежек в виде солярных знаков, увенчанных коньковыми головками, многообразные варианты литых коньковых подвесок с ажурным щитком, имитирующим филигрань с зернью. Кроме того, в Шокшинском могильнике были найдены восточные серебряные монеты, поясные наборы, меч с клеймом западных оружейных мастерских, перстень с арабской надписью, что свидетельствует о связях местного населения с другими народами.
Находка из Шокшинского могильника свидетельствует о развитии зооморфных мотивов в ювелирном искусстве древней мордвы. Техника филиграни и зерни требовала высокого мастерства от исполнителя. В данном случае мы видим имитацию этих приемов.
Артефакт свидетельствует о том, что древние ювелиры владели приемами, позволявшими имитировать сложнейшие техники и создавать работы высокого художественного достоинства. Подвеска выполнена в технике литья по восковой модели.