Автор картины «Гавань в Соловецком монастыре» Александр Алексеевич Борисов с детства был тесно связан с Соловками. Об истории этой связи он написал сам: «Лет десяти я был страшно болен, на выздоровление не было никакой надежды, и мои родители дали обещание, если я поправлюсь, послать меня в Соловецкий монастырь работать бесплатно на целый год. Я выздоровел и 15-ти лет был отправлен на Соловки. Там меня определили на рыболовную тоню. Это занятие мне было как нельзя более по душе, и я с величайшим удовольствием, не замечая, как быстро летели дни, скитался по неизведанным лесным озерам, ставил сети и ловил рыбу… Через год я вернулся домой, но душа моя еще больше куда-то неудержимо рвалась. Долго боролся я с неотступной мыслью оставить родительский дом. Наконец, 18-ти лет снова решил попасть на Соловки, чтобы там поступить в иконописную мастерскую».
Александру Борисову была выдана справка о том, что он проживал в монастыре «для богомолия и трудов, находясь на послушании, — первоначально на рыболовной тоне в Савватиевской пустыни, а потом в живописной мастерской», открытой на Соловках в 1880 году. Позже Александр Борисов, уже будучи профессиональным живописцем, не раз возвращался на Соловецкие острова: здесь готовили к походам по арктическим морям яхту художника «Мечта», сюда он в 1910-х годах приезжал писать этюды.
В 1913 году в газете «Вечернее время» было напечатано интервью с Александром Борисовым. Он говорил: «Я в Петербурге проездом. Жизнь моя сложилась так, что большую часть года приходится проводить вне пределов России. Но зато каждое лето я спешу к себе на Север и работаю, как говорится, запоем. Мы еще совсем не знаем, как красива, могуча и своеобразна природа нашего Севера, — и мне хочется в своих произведениях ее отразить. Этим летом я предполагаю работать на Соловках. Странно, что до сих пор наши художники, посещавшие эти места, как-то не захватывались оригинальностью тамошней природы. А как в ней много привлекательного, типично русского! Один Соловецкий монастырь со своими громадными, массивными стенами и грозными башнями, сложенными из каменных глыб, с корявыми столетними деревьями, его окружающими, и со всей оригинальной красотой архитектурных сооружений дает много пищи художнику. Вообще я уверен, что скоро на наш Север художники обратят много больше внимания. Сейчас я еду к себе на родину, на Северную Двину, а затем на все лето в Соловки работать».
Результатом этих художественных поездок стала большая группа работ — архитектурные пейзажи Соловков. Одна из них — «Гавань в Соловецком монастыре».
Александру Борисову была выдана справка о том, что он проживал в монастыре «для богомолия и трудов, находясь на послушании, — первоначально на рыболовной тоне в Савватиевской пустыни, а потом в живописной мастерской», открытой на Соловках в 1880 году. Позже Александр Борисов, уже будучи профессиональным живописцем, не раз возвращался на Соловецкие острова: здесь готовили к походам по арктическим морям яхту художника «Мечта», сюда он в 1910-х годах приезжал писать этюды.
В 1913 году в газете «Вечернее время» было напечатано интервью с Александром Борисовым. Он говорил: «Я в Петербурге проездом. Жизнь моя сложилась так, что большую часть года приходится проводить вне пределов России. Но зато каждое лето я спешу к себе на Север и работаю, как говорится, запоем. Мы еще совсем не знаем, как красива, могуча и своеобразна природа нашего Севера, — и мне хочется в своих произведениях ее отразить. Этим летом я предполагаю работать на Соловках. Странно, что до сих пор наши художники, посещавшие эти места, как-то не захватывались оригинальностью тамошней природы. А как в ней много привлекательного, типично русского! Один Соловецкий монастырь со своими громадными, массивными стенами и грозными башнями, сложенными из каменных глыб, с корявыми столетними деревьями, его окружающими, и со всей оригинальной красотой архитектурных сооружений дает много пищи художнику. Вообще я уверен, что скоро на наш Север художники обратят много больше внимания. Сейчас я еду к себе на родину, на Северную Двину, а затем на все лето в Соловки работать».
Результатом этих художественных поездок стала большая группа работ — архитектурные пейзажи Соловков. Одна из них — «Гавань в Соловецком монастыре».