В 1896 году во время путешествия на Новую Землю художник Александр Алексеевич Борисов посетил оживленную ненецкую колонию из нескольких семей в Поморской Губе пролива Маточкин Шар. Эти семьи впоследствии сыграли большую роль в судьбе художника и его новоземельской экспедиции 1900–1901 годов. В доме Прокопия Вылки, новоземельского старосты, художник был гостеприимно принят. Интерьер этого деревянного дома изображен на этюде «В гостях у самоеда на Новой Земле», написанном 31 августа 1896 года.
Надо отметить, что все этюды Александра Борисова датированы, на многих указан не только год, но и месяц с числом, таким образом, циклы его работ представляют собой своеобразный дневник путешественника.
Почти два месяца провел Александр Борисов на побережье пролива Маточкин Шар. За это время было написано множество этюдов — повсюду перед ним представали невиданные картины сурового арктического пейзажа, богатого на цвета и оттенки. За два месяца пребывания на новой Земле он успел подружиться с гостеприимными ненцами колонии, а сын одного из них Тыко (Илья) Вылка, подросток лет десяти, вообще неотступно следовал за художником по пятам, когда тот шел куда-нибудь на этюды, и с радостной готовностью исполнял мелкие поручения. С затаенным желанием самому порисовать следил юный Тыко за работой художника. Настанет время, когда он вот так же сядет за этюдник и будет писать родные ему новоземельские горы, море, белых медведей.
Этот этюд является, пожалуй, единственным автопортретом Александра Борисова. Здесь он изобразил самого себя беседующим с хозяином избы — ненцем, или самоедом, как когда-то называли этот народ русские. На столе стоит самовар, по стенам избы развешаны этюды, созданные живописцем, на полу лежат упакованные чемоданы и узлы. До 23 сентября художнику пришлось ждать парохода.
Покидая Новую Землю, Александр Борисов оставил своему юному другу много карандашей и бумаги. Со временем Тыко Вылка стал первым ненецким художником и первым председателем Новоземельского островного Совета депутатов трудящихся.
Надо отметить, что все этюды Александра Борисова датированы, на многих указан не только год, но и месяц с числом, таким образом, циклы его работ представляют собой своеобразный дневник путешественника.
Почти два месяца провел Александр Борисов на побережье пролива Маточкин Шар. За это время было написано множество этюдов — повсюду перед ним представали невиданные картины сурового арктического пейзажа, богатого на цвета и оттенки. За два месяца пребывания на новой Земле он успел подружиться с гостеприимными ненцами колонии, а сын одного из них Тыко (Илья) Вылка, подросток лет десяти, вообще неотступно следовал за художником по пятам, когда тот шел куда-нибудь на этюды, и с радостной готовностью исполнял мелкие поручения. С затаенным желанием самому порисовать следил юный Тыко за работой художника. Настанет время, когда он вот так же сядет за этюдник и будет писать родные ему новоземельские горы, море, белых медведей.
Этот этюд является, пожалуй, единственным автопортретом Александра Борисова. Здесь он изобразил самого себя беседующим с хозяином избы — ненцем, или самоедом, как когда-то называли этот народ русские. На столе стоит самовар, по стенам избы развешаны этюды, созданные живописцем, на полу лежат упакованные чемоданы и узлы. До 23 сентября художнику пришлось ждать парохода.
Покидая Новую Землю, Александр Борисов оставил своему юному другу много карандашей и бумаги. Со временем Тыко Вылка стал первым ненецким художником и первым председателем Новоземельского островного Совета депутатов трудящихся.