Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арктика глазами художников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

В гостях у самоеда на Новой Земле

Время создания
31 августа 1896 года
Место создания
Архипелаг Новая Земля
Размер
33,5x51 см
Техника
Холст на картоне, масло
2
Открыть в приложении
#1
Борисов Александр Алексеевич
В гостях у самоеда на Новой Земле
#2
В 1896 году во время путешествия на Новую Землю художник Александр Алексеевич Борисов посетил оживленную ненецкую колонию из нескольких семей в Поморской Губе пролива Маточкин Шар. Эти семьи впоследствии сыграли большую роль в судьбе художника и его новоземельской экспедиции 1900–1901 годов. В доме Прокопия Вылки, новоземельского старосты, художник был гостеприимно принят. Интерьер этого деревянного дома изображен на этюде «В гостях у самоеда на Новой Земле», написанном 31 августа 1896 года.

Надо отметить, что все этюды Александра Борисова датированы, на многих указан не только год, но и месяц с числом, таким образом, циклы его работ представляют собой своеобразный дневник путешественника.

Почти два месяца провел Александр Борисов на побережье пролива Маточкин Шар. За это время было написано множество этюдов — повсюду перед ним представали невиданные картины сурового арктического пейзажа, богатого на цвета и оттенки. За два месяца пребывания на новой Земле он успел подружиться с гостеприимными ненцами колонии, а сын одного из них Тыко (Илья) Вылка, подросток лет десяти, вообще неотступно следовал за художником по пятам, когда тот шел куда-нибудь на этюды, и с радостной готовностью исполнял мелкие поручения. С затаенным желанием самому порисовать следил юный Тыко за работой художника. Настанет время, когда он вот так же сядет за этюдник и будет писать родные ему новоземельские горы, море, белых медведей.

Этот этюд является, пожалуй, единственным автопортретом Александра Борисова. Здесь он изобразил самого себя беседующим с хозяином избы — ненцем, или самоедом, как когда-то называли этот народ русские. На столе стоит самовар, по стенам избы развешаны этюды, созданные живописцем, на полу лежат упакованные чемоданы и узлы. До 23 сентября художнику пришлось ждать парохода.
Покидая Новую Землю, Александр Борисов оставил своему юному другу много карандашей и бумаги. Со временем Тыко Вылка стал первым ненецким художником и первым председателем Новоземельского островного Совета депутатов трудящихся.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

В гостях у самоеда на Новой Земле

Время создания
31 августа 1896 года
Место создания
Архипелаг Новая Земля
Размер
33,5x51 см
Техника
Холст на картоне, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

Штиль – туман во льдах
Штиль – туман во льдах
Художественная культура Русского Севера
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Художественная культура Русского Севера
Залив Чекина. Новая Земля
Залив Чекина. Новая Земля
Художественная культура Русского Севера
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
Зимний солнечный день на Северной Двине
Зимний солнечный день на Северной Двине
Художественная культура Русского Севера
Карское море. Вид Новой Земли
Карское море. Вид Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Национальный художественный музей Якутии
Этюд с избушками
Этюд с избушками
Художественная культура Русского Севера
Самоед Устин в палатке
Самоед Устин в палатке
Художественная культура Русского Севера
Сани, поставленные на пятки
Сани, поставленные на пятки
Художественная культура Русского Севера
Полярные льды
Полярные льды
Мурманский областной художественный музей
На промысел за оленем
На промысел за оленем
Художественная культура Русского Севера
В чаще леса (Лес зимой)
В чаще леса (Лес зимой)
Художественная культура Русского Севера
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Художественная культура Русского Севера
Мой привал на Сторожевом острове
Мой привал на Сторожевом острове
Художественная культура Русского Севера
Ледник Павла Третьякова
Ледник Павла Третьякова
Художественная культура Русского Севера
Гавань в Соловецком монастыре
Гавань в Соловецком монастыре
Художественная культура Русского Севера
Августовская полночь в Карском море
Августовская полночь в Карском море
Художественная культура Русского Севера
Олени на привале в Большеземельской тундре
Олени на привале в Большеземельской тундре
Художественная культура Русского Севера
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Художественная культура Русского Севера
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%