Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арктика глазами художников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Груда самоедских идолов

Время создания
6 июня 1898 года
Место создания
Остров Вайгач
Размер
27,5x44,6 см
Техника
Холст на картоне, масло
2
Открыть в приложении
#1
Борисов Александр Алексеевич
Главная самоедская святыня на острове Вайгач. Груда идолов
#2
Путешествуя по острову Вайгач, Александр Борисов не только писал этюды, но еще и вел записи: «Не доезжая версты три до главной святыни, мы остановились у преддверия, так сказать, самоедской Мекки.

Я опрометью бросился осматривать эти интересные места и наткнулся между двух скал на огромную груду идолов. Она была так велика, что, если бы потребовалось перевезти ее на другое место, пришлось бы нагрузить 30–40 возов. Кругом божеств, в особенности с западной стороны, лежало множество оленьих черепов с рогами и черепов белого медведя. За несколько шагов от них попадались огромные кучи топоров, ножей, цепей, обломков якорей, очевидно взятых с судов, потерпевших аварии, гарпунов, обломков от ружей и замков, пуль и проч., и проч. Сюда самоеды едут за тысячи верст, чтобы здесь, у подножия жилища властелина полярных пустынь, принести в жертву оленя и кровью его окропить святыню. После того, как я написал этюды, мне представилась возможность собрать интересную коллекцию этих идолов и разных предметов приношений для одного из общественных музеев. Сначала мой проводник долго старался уговорить меня, чтобы я не трогал и не гневил страшных богов. „Я не хочу, чтобы все мои олени сдохли, — сказал он в ужасе. — Вот раз какой-то архимандрит захотел сжечь сядэев, да и не отъехал и десяти верст — умер“. Да ведь я знаю, ответил я, у вас можно брать отсюда, только надо взамен что-нибудь оставить, и тогда сядэй не рассердится. Ведь тут ничего нет унизительного для вашего бога. Ведь возят же наши чудотворные иконы в Москву, в Успенский собор. И таким образом, после долгих моих убеждений и когда я обещал принести в жертву целую кучу порожних флаконов из-под красок, битый стакан и серебряную монету в десять копеек, самоед согласился везти идолов на своих оленях, и в результате я нагрузил ими трое саней».

Вайгач интересен во многих отношениях. Для живописца он был белым пятном. Для этнографа интересен как «священный» остров, куда со всех концов европейской и азиатской тундры стекались ненцы для поклонения идолам («болванам»), которых за многие годы накопились там целые груды. Для промышленника Вайгач был местом богатых звериных промыслов. Для геолога это любопытная «терра инкогнита», изучение которой может пролить много света на познание земной коры.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Груда самоедских идолов

Время создания
6 июня 1898 года
Место создания
Остров Вайгач
Размер
27,5x44,6 см
Техника
Холст на картоне, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

Олени на привале в Большеземельской тундре
Олени на привале в Большеземельской тундре
Художественная культура Русского Севера
Самоедское кладбище на Большом Носу
Самоедское кладбище на Большом Носу
Художественная культура Русского Севера
Сани, поставленные на пятки
Сани, поставленные на пятки
Художественная культура Русского Севера
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Художественная культура Русского Севера
Августовская полночь в Карском море
Августовская полночь в Карском море
Художественная культура Русского Севера
Залив Чекина. Новая Земля
Залив Чекина. Новая Земля
Художественная культура Русского Севера
Зимний солнечный день на Северной Двине
Зимний солнечный день на Северной Двине
Художественная культура Русского Севера
Лунная ночь. Медведь на охоте
Лунная ночь. Медведь на охоте
Художественная культура Русского Севера
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Национальный художественный музей Якутии
Церковь в Пустозерске
Церковь в Пустозерске
Художественная культура Русского Севера
Полярные льды
Полярные льды
Мурманский областной художественный музей
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
В чаще леса (Лес зимой)
В чаще леса (Лес зимой)
Художественная культура Русского Севера
Собаки на нартах
Собаки на нартах
Художественная культура Русского Севера
Виды дачи и окрестности зимой
Виды дачи и окрестности зимой
Художественная культура Русского Севера
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Художественная культура Русского Севера
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Художественная культура Русского Севера
Самоед Устин в палатке
Самоед Устин в палатке
Художественная культура Русского Севера
Карское море. Вид Новой Земли
Карское море. Вид Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
На промысел за оленем
На промысел за оленем
Художественная культура Русского Севера
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%