Сюжет этой иконы основан на евангельском повествовании о том, как Иисус Христос явил ученикам Свою божественную сущность. Он повел апостолов Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними. Лицо Его воссияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. На горе Христу явились пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.
В это время светлое облако осенило учеников, которые в страхе упали на землю. Божественный глас из облака назвал Христа Своим Сыном и повелел апостолам слушать Его. Сойдя с горы, Христос наказал ученикам никому ничего не рассказывать, пока он не воскреснет из мертвых.
Христос представлен на иконе стоящим на горе в белых одеждах в ореоле славы, центральная часть которой изображена в виде красных лучей. Его правая рука поднята в благословляющем жесте. Слева от Христа изображен пророк Илия, справа — пророк Моисей. Они наклонились к Спасителю, беседуя с Ним. Апостолы Иаков, Иоанн и Петр, ставшие свидетелями Преображения, падают ниц. Композиция развернута на фоне гористого пейзажа, напоминая, что действие происходит на горе Фавор.
Праздник Преображения отмечается 6 (19) августа. В народном сельскохозяйственном календаре его называли Яблочным Спасом, потому что в Центральной России с этого дня начинался сбор урожая яблок. Жители поморских сёл и посадов, занимавшиеся иконописью, получали заказы от Соловецкой обители. Оттуда же поступали краски и иконные образы. Соловецкий монастырь владел большой территорией Беломорского побережья, его земли простирались от Архангельска до Кольского полуострова. Живопись давала дополнительный заработок к тому, что крестьяне получали от земли и морских промыслов.
Икона Преображение находится в этом зале не случайно. Во-первых, Александр Алексеевич Борисов, имя которого носит музей художественного освоения Арктики, учился в иконописной мастерской на Соловецких островах. Во время пребывания там будущий художник преображал и самого себя, и свои таланты, постигая нелегкое ремесло иконописного мастерства. А во-вторых, ставропигиальный мужской Соловецкий монастырь называется Спасо-Преображенским по имени главного храма обители — Спасо-Преображенского собора.
В это время светлое облако осенило учеников, которые в страхе упали на землю. Божественный глас из облака назвал Христа Своим Сыном и повелел апостолам слушать Его. Сойдя с горы, Христос наказал ученикам никому ничего не рассказывать, пока он не воскреснет из мертвых.
Христос представлен на иконе стоящим на горе в белых одеждах в ореоле славы, центральная часть которой изображена в виде красных лучей. Его правая рука поднята в благословляющем жесте. Слева от Христа изображен пророк Илия, справа — пророк Моисей. Они наклонились к Спасителю, беседуя с Ним. Апостолы Иаков, Иоанн и Петр, ставшие свидетелями Преображения, падают ниц. Композиция развернута на фоне гористого пейзажа, напоминая, что действие происходит на горе Фавор.
Праздник Преображения отмечается 6 (19) августа. В народном сельскохозяйственном календаре его называли Яблочным Спасом, потому что в Центральной России с этого дня начинался сбор урожая яблок. Жители поморских сёл и посадов, занимавшиеся иконописью, получали заказы от Соловецкой обители. Оттуда же поступали краски и иконные образы. Соловецкий монастырь владел большой территорией Беломорского побережья, его земли простирались от Архангельска до Кольского полуострова. Живопись давала дополнительный заработок к тому, что крестьяне получали от земли и морских промыслов.
Икона Преображение находится в этом зале не случайно. Во-первых, Александр Алексеевич Борисов, имя которого носит музей художественного освоения Арктики, учился в иконописной мастерской на Соловецких островах. Во время пребывания там будущий художник преображал и самого себя, и свои таланты, постигая нелегкое ремесло иконописного мастерства. А во-вторых, ставропигиальный мужской Соловецкий монастырь называется Спасо-Преображенским по имени главного храма обители — Спасо-Преображенского собора.