Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арктика глазами художников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Залив Чекина. Новая Земля

Время создания
6 июня 1901 года
Место создания
Архипелаг Новая Земля
Размер
33,5x52 см
Техника
Холст на картоне, масло
0
Открыть в приложении
#1
Борисов Александр Алексеевич
Залив Чекина на берегу Карского моря. Новая Земля
#2
Чем манили художников такие дальние, долгие и порой небезопасные путешествия в Арктику? В первую очередь, поиском вдохновения, новых впечатлений, сюжетов и красок. Кроме того, в путешествиях нет рутины, но есть время и возможность созерцать, наблюдать, размышлять и творить. Александр Алексеевич Борисов называл свои экспедиции «художественно-испытательными экскурсиями». Вернувшись из такого путешествия по Большеземельской тундре, художник удивил своих товарищей по мастерской невиданными сюжетами, композициями и цветовой гаммой, в том числе этюдом «Залив Чекина. Новая Земля».

Николай Рерих со свойственной ему метафоричностью очень образно отозвался о художественных «находках» своего товарища: «Завидно бывает, когда в нестерпимо жаркий день, на охоте, товарищ кричит издалека: „А я ручей нашел! Вода чистая!“ Я думаю, на многих художников дело г. Борисова должно производить впечатление подобного зова. Ему удалось найти новый ручей, никем не затоптанный, на дне которого ничьих тюбиков красочных не валяется».

С одной стороны, этюд с натуры — это всего лишь упражнение, небольшой эскиз, учебный набросок, подчас не представляющий художественной ценности. А с другой стороны, это душа художника, его эмоции и переживания, его сиюминутное видение действительности, точно схваченное настроение, тонкое чувствование природы.

Всего из экспедиций Александр Борисов привез более 250 этюдов и картин, большинство из которых написано маслом на морозе, на ледяном, пронизывающем ветру. По этому поводу художник писал:

«Работать было очень трудно: приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски почти немыслимо. Стужа превращает краски в густое тесто, которого кисть не берет и которое не размазывается по полотну. Со мной бывали случаи во время моих „полярных“ работ, что даже скипидар, единственное средство, которое могло бы сделать краски жидкими, не помогал, потому что сам начинал кристаллизоваться на этом адском холоду. У меня есть этюды, которые я писал на морозе в 28,8 °С, 3–4 этюда при 37,5 °С. При этом кисть приходилось держать в кулаке, прикрытом рукавом малицы, и изо всех сил прижимать к полотну, нанося на него краски. Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить. Но рисуешь, весь охваченный одной жаждой занести на полотно причудливые, полные своеобразной красоты картины нашего Крайнего Севера».
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Залив Чекина. Новая Земля

Время создания
6 июня 1901 года
Место создания
Архипелаг Новая Земля
Размер
33,5x52 см
Техника
Холст на картоне, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

Екатерининская гавань
Екатерининская гавань
Мурманский областной художественный музей
Виды дачи и окрестности зимой
Виды дачи и окрестности зимой
Художественная культура Русского Севера
Олени на привале в Большеземельской тундре
Олени на привале в Большеземельской тундре
Художественная культура Русского Севера
Книга «Второе Баку»
Книга «Второе Баку»
Ишимбайский историко-краеведческий музей
Самоедское кладбище на Большом Носу
Самоедское кладбище на Большом Носу
Художественная культура Русского Севера
Церковь в Пустозерске
Церковь в Пустозерске
Художественная культура Русского Севера
Долина реки Маточки на Новой Земле
Долина реки Маточки на Новой Земле
Томский областной художественный музей
После похода к полюсу а/м Арктика
После похода к полюсу а/м Арктика
Мурманский областной художественный музей
На промысел за оленем
На промысел за оленем
Художественная культура Русского Севера
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Художественная культура Русского Севера
Старый лес летом
Старый лес летом
Художественная культура Русского Севера
В гостях у самоеда на Новой Земле
В гостях у самоеда на Новой Земле
Художественная культура Русского Севера
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Художественная культура Русского Севера
Собаки на нартах
Собаки на нартах
Художественная культура Русского Севера
Голова Аполлона
Голова Аполлона
Художественная культура Русского Севера
Самоед Устин в палатке
Самоед Устин в палатке
Художественная культура Русского Севера
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Художественная культура Русского Севера
Сани, поставленные на пятки
Сани, поставленные на пятки
Художественная культура Русского Севера
В Екатерининской гавани
В Екатерининской гавани
Мурманский областной художественный музей
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Национальный художественный музей Якутии
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%