Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арктика глазами художников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Залив Чекина. Новая Земля

Время создания
6 июня 1901 года
Место создания
Архипелаг Новая Земля
Размер
33,5x52 см
Техника
Холст на картоне, масло
0
Открыть в приложении
#1
Борисов Александр Алексеевич
Залив Чекина на берегу Карского моря. Новая Земля
#2
Чем манили художников такие дальние, долгие и порой небезопасные путешествия в Арктику? В первую очередь, поиском вдохновения, новых впечатлений, сюжетов и красок. Кроме того, в путешествиях нет рутины, но есть время и возможность созерцать, наблюдать, размышлять и творить. Александр Алексеевич Борисов называл свои экспедиции «художественно-испытательными экскурсиями». Вернувшись из такого путешествия по Большеземельской тундре, художник удивил своих товарищей по мастерской невиданными сюжетами, композициями и цветовой гаммой, в том числе этюдом «Залив Чекина. Новая Земля».

Николай Рерих со свойственной ему метафоричностью очень образно отозвался о художественных «находках» своего товарища: «Завидно бывает, когда в нестерпимо жаркий день, на охоте, товарищ кричит издалека: „А я ручей нашел! Вода чистая!“ Я думаю, на многих художников дело г. Борисова должно производить впечатление подобного зова. Ему удалось найти новый ручей, никем не затоптанный, на дне которого ничьих тюбиков красочных не валяется».

С одной стороны, этюд с натуры — это всего лишь упражнение, небольшой эскиз, учебный набросок, подчас не представляющий художественной ценности. А с другой стороны, это душа художника, его эмоции и переживания, его сиюминутное видение действительности, точно схваченное настроение, тонкое чувствование природы.

Всего из экспедиций Александр Борисов привез более 250 этюдов и картин, большинство из которых написано маслом на морозе, на ледяном, пронизывающем ветру. По этому поводу художник писал:

«Работать было очень трудно: приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски почти немыслимо. Стужа превращает краски в густое тесто, которого кисть не берет и которое не размазывается по полотну. Со мной бывали случаи во время моих „полярных“ работ, что даже скипидар, единственное средство, которое могло бы сделать краски жидкими, не помогал, потому что сам начинал кристаллизоваться на этом адском холоду. У меня есть этюды, которые я писал на морозе в 28,8 °С, 3–4 этюда при 37,5 °С. При этом кисть приходилось держать в кулаке, прикрытом рукавом малицы, и изо всех сил прижимать к полотну, нанося на него краски. Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить. Но рисуешь, весь охваченный одной жаждой занести на полотно причудливые, полные своеобразной красоты картины нашего Крайнего Севера».
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Залив Чекина. Новая Земля

Время создания
6 июня 1901 года
Место создания
Архипелаг Новая Земля
Размер
33,5x52 см
Техника
Холст на картоне, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

Сани, поставленные на пятки
Сани, поставленные на пятки
Художественная культура Русского Севера
Августовская полночь в Карском море
Августовская полночь в Карском море
Художественная культура Русского Севера
Книга «Второе Баку»
Книга «Второе Баку»
Ишимбайский историко-краеведческий музей
Полярные льды
Полярные льды
Мурманский областной художественный музей
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Художественная культура Русского Севера
Самоед Устин в палатке
Самоед Устин в палатке
Художественная культура Русского Севера
Виды дачи и окрестности зимой
Виды дачи и окрестности зимой
Художественная культура Русского Севера
Лунная ночь. Медведь на охоте
Лунная ночь. Медведь на охоте
Художественная культура Русского Севера
На промысел за оленем
На промысел за оленем
Художественная культура Русского Севера
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Национальный художественный музей Якутии
Груда самоедских идолов
Груда самоедских идолов
Художественная культура Русского Севера
Екатерининская гавань
Екатерининская гавань
Мурманский областной художественный музей
Собаки на нартах
Собаки на нартах
Художественная культура Русского Севера
Старый лес летом
Старый лес летом
Художественная культура Русского Севера
Гавань в Соловецком монастыре
Гавань в Соловецком монастыре
Художественная культура Русского Севера
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
Ледник Павла Третьякова
Ледник Павла Третьякова
Художественная культура Русского Севера
Этюд с избушками
Этюд с избушками
Художественная культура Русского Севера
Самоедское кладбище на Большом Носу
Самоедское кладбище на Большом Носу
Художественная культура Русского Севера
Долина реки Маточки на Новой Земле
Долина реки Маточки на Новой Земле
Томский областной художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%