Александр Борисов находил время для любимого занятия, хотя поездки по Европе отвлекали от работы в мастерской. Так, в 1906 году он пишет картину «Медведи на льду у берегов Новой Земли».
Здесь особенно хорошо прослеживается влияние второго наставника Борисова — Архипа Ивановича Куинджи. Многие юные дарования прошли через школу Куинджи, но не каждому суждено было прославиться на всю Россию и даже за ее пределами. Однако почти каждый выпускник Академии, обучавшийся у «мастера света», отмечал особую — творческую, дружескую, теплую, живую, искреннюю — атмосферу, царившую в классе Архипа Ивановича. Ставшее крылатым выражение «учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся» очень точно и емко характеризует непростой преподавательский труд.
Так описывает свои годы в Академии Александр Алексеевич: «Сравнительно долго Куинджи только наблюдал за работой ученика, не мешая ему, почти не делал замечаний — он изучал его самого: ему надо было понять внутренний мир будущего художника, его психологию, наклонности, вкусы и привязанности, чтобы не только не сбить его с выбранного пути, а наоборот, помочь утвердиться на этом пути и предупредить возможные ошибки. Часто, стоя за спиной ученика, Куинджи наблюдал, как ложились мазки на полотно, и, если видел, что у ученика что-то не получалось с цветом, тоном, брал палитру и сам проходил трудное место. Несколько ударов кисти — и картина оживала. Возвращая палитру, говорил: „Вот, держите этот тон! В каждой картине должно быть свое ‚внутреннее‘, а если его нет, тогда ничего нет!“ Куинджи советовал учиться живописи на небольших этюдах с натуры, в которых он более всего ценил правдивость изображения, а пользоваться этюдами при работе над картиной категорически запрещал: картина должна быть результатом обобщения наблюдений художника».
Результат этих обобщений — четко выстроенную композицию, удивительную цветовую гамму, контрастные, насыщенные, порой даже кажущиеся неестественными цвета — можно наблюдать на многих арктических картинах Александра Борисова.
Здесь особенно хорошо прослеживается влияние второго наставника Борисова — Архипа Ивановича Куинджи. Многие юные дарования прошли через школу Куинджи, но не каждому суждено было прославиться на всю Россию и даже за ее пределами. Однако почти каждый выпускник Академии, обучавшийся у «мастера света», отмечал особую — творческую, дружескую, теплую, живую, искреннюю — атмосферу, царившую в классе Архипа Ивановича. Ставшее крылатым выражение «учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся» очень точно и емко характеризует непростой преподавательский труд.
Так описывает свои годы в Академии Александр Алексеевич: «Сравнительно долго Куинджи только наблюдал за работой ученика, не мешая ему, почти не делал замечаний — он изучал его самого: ему надо было понять внутренний мир будущего художника, его психологию, наклонности, вкусы и привязанности, чтобы не только не сбить его с выбранного пути, а наоборот, помочь утвердиться на этом пути и предупредить возможные ошибки. Часто, стоя за спиной ученика, Куинджи наблюдал, как ложились мазки на полотно, и, если видел, что у ученика что-то не получалось с цветом, тоном, брал палитру и сам проходил трудное место. Несколько ударов кисти — и картина оживала. Возвращая палитру, говорил: „Вот, держите этот тон! В каждой картине должно быть свое ‚внутреннее‘, а если его нет, тогда ничего нет!“ Куинджи советовал учиться живописи на небольших этюдах с натуры, в которых он более всего ценил правдивость изображения, а пользоваться этюдами при работе над картиной категорически запрещал: картина должна быть результатом обобщения наблюдений художника».
Результат этих обобщений — четко выстроенную композицию, удивительную цветовую гамму, контрастные, насыщенные, порой даже кажущиеся неестественными цвета — можно наблюдать на многих арктических картинах Александра Борисова.