Художник Александр Алексеевич Борисов писал в комментарии к своему этюду «Замечтался.
Промышленник на белого медведя»: «Самоед в малице и в совике во время сорокаградусного мороза, собравшийся на охоту за белыми медведями. Обыкновенному человеку, если надеть на себя малицу и совик, почти невозможно поворачиваться. Самоеды же, напротив того, очень ловки и в таком костюме стреляют и убивают медведей». Малица — это одежда из оленьих шкур. Совик — это также верхняя одежда из шкур, она вывернута мехом наружу и надевается сверху на малицу.
Среди ненцев сравнительно мало был распространен промысел бурого медведя. Встречается медведь лишь в отдельных местах лесной зоны, куда ненцы выходят в зимнее время. Интересно, что, несмотря на это, именно с промыслом бурого медведя у ненцев были связаны различные запреты и обряды.
Добыча черных медведей составляет часть их культуры, и их шкуру в продажу русским не пускают, а употребляют на лямки для упряжи оленей, которыми потом можно щеголять друг перед другом. Хотя шкура белого медведя используется так же, она в глазах самоеда не так важна. С промыслом белого медведя он не соединяет своего верования и шкуру продает русским охотно. Ненец к животным, растениям, камням, явлениям природы относится как к существам, способным понимать его.
Например, если на охоте он встретится с медведем, он не убивает его сразу, а сначала вступает с ним в разговор, начинает выхвалять его достоинства, спрашивает, для чего он встретился с ним, просит его, чтобы он не поцарапал его своими острыми когтями. Когда же медведь станет мурлыкать и приближаться к самоеду, то он, держа наготове винтовку и копье, вступает с ним в уговоры: «Да, князь-медведь, понимаю, что ты говоришь, идешь ко мне, хочешь, чтобы я тебя убил, чтобы твою кожу повесил шайтану; иди, иди. Смерть для тебя готова, но я не ищу ее». После такого ритуала он стреляет в медведя, убивает его и считает себя в своих действиях оправданным против родных медведя, которые за смерть своего члена могли бы отомстить.
В сказительной культуре медведи тоже нашли свое место. В одной ненецкой сказке говорится о том, как пошли медведи навстречу друг другу: белый — на юг, а бурый — на север. Столкнулись они нос к носу и стали бороться. Схватка окончилась вничью: белый был сильнее, а бурый — ловчее. И решили медведи: мы же братья, будем жить каждый в своих краях, чтобы не мешать друг другу. А еще у ненцев есть поверье, что пользоваться огнем люди научились именно у белого медведя.
Среди ненцев сравнительно мало был распространен промысел бурого медведя. Встречается медведь лишь в отдельных местах лесной зоны, куда ненцы выходят в зимнее время. Интересно, что, несмотря на это, именно с промыслом бурого медведя у ненцев были связаны различные запреты и обряды.
Добыча черных медведей составляет часть их культуры, и их шкуру в продажу русским не пускают, а употребляют на лямки для упряжи оленей, которыми потом можно щеголять друг перед другом. Хотя шкура белого медведя используется так же, она в глазах самоеда не так важна. С промыслом белого медведя он не соединяет своего верования и шкуру продает русским охотно. Ненец к животным, растениям, камням, явлениям природы относится как к существам, способным понимать его.
Например, если на охоте он встретится с медведем, он не убивает его сразу, а сначала вступает с ним в разговор, начинает выхвалять его достоинства, спрашивает, для чего он встретился с ним, просит его, чтобы он не поцарапал его своими острыми когтями. Когда же медведь станет мурлыкать и приближаться к самоеду, то он, держа наготове винтовку и копье, вступает с ним в уговоры: «Да, князь-медведь, понимаю, что ты говоришь, идешь ко мне, хочешь, чтобы я тебя убил, чтобы твою кожу повесил шайтану; иди, иди. Смерть для тебя готова, но я не ищу ее». После такого ритуала он стреляет в медведя, убивает его и считает себя в своих действиях оправданным против родных медведя, которые за смерть своего члена могли бы отомстить.
В сказительной культуре медведи тоже нашли свое место. В одной ненецкой сказке говорится о том, как пошли медведи навстречу друг другу: белый — на юг, а бурый — на север. Столкнулись они нос к носу и стали бороться. Схватка окончилась вничью: белый был сильнее, а бурый — ловчее. И решили медведи: мы же братья, будем жить каждый в своих краях, чтобы не мешать друг другу. А еще у ненцев есть поверье, что пользоваться огнем люди научились именно у белого медведя.