Живописца Александра Алексеевича Борисова неслучайно называли «художником вечных льдов» — за то, насколько профессионально и мастерски он передавал на своих полотнах все мельчайшие нюансы цвета. Главными действующими персонажами на полотнах Александра Борисова являются льды, снега, айсберги и многие другие проявления северной природы.
Однако созданию арктических этюдов предшествовала огромная исследовательская работа, проведенная художником: «Совершенно особенный и высокий интерес представляют северные плавучие льды — торосы. Вот затейливость и неожиданность рисунка, независимо от блеска тонов, превосходит всё, что может представить себе человек, одаренный даже сильным воображением. Иногда, при солнечном свете и на местах, где в море есть значительное течение, это настоящий гигантский калейдоскоп, как бы движимый неведомою силой, в котором картина меняется каждую минуту, и каждую минуту представляет всё новое и новое до бесконечности сочетание линий и тонов. Вот громады мерно надвигаются друг на друга, и всё теснее становится пространство между ними: вот они столкнулись, но как бы только для того лишь, чтобы раздавить попавшуюся между ними льдину, на которой легко уместилось бы человек пятьсот. Исчезла куда-то раздавленная льдина, и опять врозь идут белые великаны, и опять бешено разбиваются об их изрытые края черные воды океана. Я сделал любопытное наблюдение над отражением льдин в воде. Первое время мне казалось совершенно диким, каким образом от льдин, цвета самого чистого аквамарина, получается на воде темное отражение. Но загадка раскрылась очень просто: прибой волн образует по краю льдины более или менее нависший карниз, и темный цвет отражения зависит именно от темных неосвещенных частей этого карниза, скрытых от глаз зрителя, когда смотришь на льдину сверху вниз».
На этюде «Карское море. Вид Новой Земли» запечатлен плавучий гигант, сверкающий на солнце широкими ледяными гранями. Его Т-образная форма кажется странной, однако в пейзажах Александра Борисова такие льды можно видеть довольно часто. Такую необычную форму художник объяснял тем, что они откололись от грандиозного айсберга, вследствие чего подточенная волнами часть всплыла над водой.
Однако созданию арктических этюдов предшествовала огромная исследовательская работа, проведенная художником: «Совершенно особенный и высокий интерес представляют северные плавучие льды — торосы. Вот затейливость и неожиданность рисунка, независимо от блеска тонов, превосходит всё, что может представить себе человек, одаренный даже сильным воображением. Иногда, при солнечном свете и на местах, где в море есть значительное течение, это настоящий гигантский калейдоскоп, как бы движимый неведомою силой, в котором картина меняется каждую минуту, и каждую минуту представляет всё новое и новое до бесконечности сочетание линий и тонов. Вот громады мерно надвигаются друг на друга, и всё теснее становится пространство между ними: вот они столкнулись, но как бы только для того лишь, чтобы раздавить попавшуюся между ними льдину, на которой легко уместилось бы человек пятьсот. Исчезла куда-то раздавленная льдина, и опять врозь идут белые великаны, и опять бешено разбиваются об их изрытые края черные воды океана. Я сделал любопытное наблюдение над отражением льдин в воде. Первое время мне казалось совершенно диким, каким образом от льдин, цвета самого чистого аквамарина, получается на воде темное отражение. Но загадка раскрылась очень просто: прибой волн образует по краю льдины более или менее нависший карниз, и темный цвет отражения зависит именно от темных неосвещенных частей этого карниза, скрытых от глаз зрителя, когда смотришь на льдину сверху вниз».
На этюде «Карское море. Вид Новой Земли» запечатлен плавучий гигант, сверкающий на солнце широкими ледяными гранями. Его Т-образная форма кажется странной, однако в пейзажах Александра Борисова такие льды можно видеть довольно часто. Такую необычную форму художник объяснял тем, что они откололись от грандиозного айсберга, вследствие чего подточенная волнами часть всплыла над водой.