Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арктика глазами художников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Самоедское кладбище на Большом Носу

Время создания
3 июня 1898 года
Место создания
Остров Вайгач
Размер
27x45 см
27,3х45,3 см
Техника
Холст на картоне, масло
1
Открыть в приложении
#1
Борисов Александр Алексеевич
Самоедское кладбище на Большом Носу (Арка Саля) рядом с северо-восточным Болванским Носом на острове Вайгач
#2
Этюд Александра Алексеевича Борисова «Самоедское кладбище на Большом Носу» интересен не только с художественной, но и с этнографической точки зрения. Он изображает пустынный уголок острова Вайгач, хранящий многочисленные памятники местной материальной культуры.

На пологом холме одиноко стоят два гроба необычной формы. Это крепко сколоченные лиственничные ящики с поперечными перекладинами. Около них валяются перевернутые нарты, топор и черепа тех оленей, на которых ездил покойный.

Александр Борисов писал: «Гробы стояли непосредственно на поверхности земли, около них валялись нарты, ломаный хорей, топор и черепа с рогами тех оленей, на которых ездил покойный. Тут же валялись недавно обгоревшие дрова: вероятнее, здесь справлялась тризна по умершим родными или близкими и знакомыми. Мною овладело чувство любопытства, и мне захотелось заглянуть в могилу. Я сколотил поперечные перекладины и открыл крышку. На дне этого крепкого лиственничного ящика, очевидно сделанного из плавучего леса, лежал покойник, завернутый с головой в рогожу; на теле малица, на ногах пимы. У головы стояли: деревянная чашка, с чем-то черным внутри, по всей вероятности с разложившейся кровью и мясом, и железный ржавый без ручки ковшик, около пояса лежали топор и ножик, очевидно, они были вложены покойному в руки; с правой стороны около груди лежал небольшой идол. Это всё предметы, так нужные самоеду в его загробной жизни. Другой гроб ребенка, труп которого с головой зашит в какую-то полотняную тряпку. Здесь никаких атрибутов нет. Оба покойника головами положены на север — значит, лицом к благодатному солнцу».

В этнографических работах по ненецкой культуре можно прочитать, что сани, на которых везли покойника, оставляли на кладбище и всегда переворачивали вверх полозьями, считая, что в загробном мире всё наоборот. Иногда сани не просто переворачивали, но у них ломали правый полоз. Головки полозьев обращали на север. «Правое» соотносилось у ненецкого народа с женским началом, с севером, с родовой территорией, с предками. Поэтому поломка именно правого полоза погребальных саней и ориентация их на север являлись знаком царства мертвых, построенного на законах инверсии. Человек умирает дважды, по представлениям ненцев. Впервые — на земле. В загробном мире умершие живут столько же, сколько жили на земле (или семь лет, как считают другие), а потом умирают, превратившись в паука.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Самоедское кладбище на Большом Носу

Время создания
3 июня 1898 года
Место создания
Остров Вайгач
Размер
27x45 см
27,3х45,3 см
Техника
Холст на картоне, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

Книга «Второе Баку»
Книга «Второе Баку»
Ишимбайский историко-краеведческий музей
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Художественная культура Русского Севера
Мой привал на Сторожевом острове
Мой привал на Сторожевом острове
Художественная культура Русского Севера
Старый лес летом
Старый лес летом
Художественная культура Русского Севера
В Екатерининской гавани
В Екатерининской гавани
Мурманский областной художественный музей
Самоед Устин в палатке
Самоед Устин в палатке
Художественная культура Русского Севера
Полярные льды
Полярные льды
Мурманский областной художественный музей
Голова Аполлона
Голова Аполлона
Художественная культура Русского Севера
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Художественная культура Русского Севера
Груда самоедских идолов
Груда самоедских идолов
Художественная культура Русского Севера
Штиль – туман во льдах
Штиль – туман во льдах
Художественная культура Русского Севера
Долина реки Маточки на Новой Земле
Долина реки Маточки на Новой Земле
Томский областной художественный музей
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Художественная культура Русского Севера
Гавань в Соловецком монастыре
Гавань в Соловецком монастыре
Художественная культура Русского Севера
Церковь в Пустозерске
Церковь в Пустозерске
Художественная культура Русского Севера
Августовская полночь в Карском море
Августовская полночь в Карском море
Художественная культура Русского Севера
Сани, поставленные на пятки
Сани, поставленные на пятки
Художественная культура Русского Севера
Екатерининская гавань
Екатерининская гавань
Мурманский областной художественный музей
Лунная ночь. Медведь на охоте
Лунная ночь. Медведь на охоте
Художественная культура Русского Севера
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%