Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арктика глазами художников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

На промысел за оленем

Время создания
13 февраля 1901 года
Размер
34x53,5 см
Техника
Холст на картоне, масло
2
Открыть в приложении
#1
Борисов Александр Алексеевич
На промысел за оленем
#5
На картине Александра Алексеевича Борисова «На промысел за оленем» мы видим бывалого охотника-ненца, уверенно направляющегося к проходу между синеющими впереди горами. Склоны их плавно спускаются к лощине, образуя подобие декоративных кулис, за которыми угадываются бескрайние просторы. Над самой долиной в желтовато-розовом небе повисло одинокое бледно-лиловое облако. Лучи солнца, прорывающиеся из-за цепи гор, золотят его края, растворяя их в воздухе и тем самым создавая почти ощутимую пространственную даль.

Александр Борисов, которого можно назвать знатоком ненецкого быта и культуры, писал: «Шибко любит самоед свою тундру! Да как и не любить ему свою кормилицу. Ведь он здесь родился и вырос, здесь и жизнь коротает. Привольно чувствует он себя среди безбрежной пустыни. Привольно и радостно дышит он здесь; а еще веселее ему на душе, когда видит он, как его необозримое стадо оленей (его жизнь) пасется и холится в тундре. Самоед безумно любит оленя, и вместо того, чтобы разумно пользоваться им, он до бесконечности увеличивает свое стадо, и оно год от году делается все больше и больше. И тундра, как бы она ни была велика, в конце концов переполняется. Ведь она может прокормить оленей лишь столько, сколько может, и ничего больше. Природу не перехитришь! И вот на почве плохого питания и недоедания развиваются страшные повальные болезни оленя <…> Огромное количество оленей погибает, не принося никакой пользы и только лишь заражая тундру для будущих поколений оленя. Затем снова ненормальное размножение и снова ужасный падёж и т. д., и т. д., а самоеды всё остаются бедняками. Между тем богатство проходит мимо так глупо, так неразумно!»
Художник писал, понимая, что многие будут упрекать его за то, что, дескать, на Севере не может быть таких ярких, южных красок: «Мне случалось видеть марокканские этюды, и некоторые из них прямо поразили меня сходством эффектов с хорошо знакомой мне природой Севера: сильное полуденное солнце юга среди белых построек арабских городов дает отраженному свету такую силу, что тени как-то тают, расплываются и получают совершенно невероятные оттенки. Как это похоже на отражение света в летние солнечные дни где-нибудь на снежных склонах Новой Земли или острова Вайгач! На этих же этюдах я убедился, как бедно и однообразно по тонам южное небо — не то, что на нашем Севере!»
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

На промысел за оленем

Время создания
13 февраля 1901 года
Размер
34x53,5 см
Техника
Холст на картоне, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

Карское море. Вид Новой Земли
Карское море. Вид Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
Книга «Второе Баку»
Книга «Второе Баку»
Ишимбайский историко-краеведческий музей
Долина реки Маточки на Новой Земле
Долина реки Маточки на Новой Земле
Томский областной художественный музей
Самоед Устин в палатке
Самоед Устин в палатке
Художественная культура Русского Севера
Голова Аполлона
Голова Аполлона
Художественная культура Русского Севера
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
В гостях у самоеда на Новой Земле
В гостях у самоеда на Новой Земле
Художественная культура Русского Севера
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Художественная культура Русского Севера
Штиль – туман во льдах
Штиль – туман во льдах
Художественная культура Русского Севера
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Художественная культура Русского Севера
После похода к полюсу а/м Арктика
После похода к полюсу а/м Арктика
Мурманский областной художественный музей
Августовская полночь в Карском море
Августовская полночь в Карском море
Художественная культура Русского Севера
Собаки на нартах
Собаки на нартах
Художественная культура Русского Севера
Залив Чекина. Новая Земля
Залив Чекина. Новая Земля
Художественная культура Русского Севера
Олени на привале в Большеземельской тундре
Олени на привале в Большеземельской тундре
Художественная культура Русского Севера
Екатерининская гавань
Екатерининская гавань
Мурманский областной художественный музей
Самоедское кладбище на Большом Носу
Самоедское кладбище на Большом Носу
Художественная культура Русского Севера
Лунная ночь. Медведь на охоте
Лунная ночь. Медведь на охоте
Художественная культура Русского Севера
Старый лес летом
Старый лес летом
Художественная культура Русского Севера
Сани, поставленные на пятки
Сани, поставленные на пятки
Художественная культура Русского Севера
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%