Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арктика глазами художников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

На промысел за оленем

Время создания
13 февраля 1901 года
Размер
34x53,5 см
Техника
Холст на картоне, масло
3
Открыть в приложении
#1
Борисов Александр Алексеевич
На промысел за оленем
#5
На картине Александра Алексеевича Борисова «На промысел за оленем» мы видим бывалого охотника-ненца, уверенно направляющегося к проходу между синеющими впереди горами. Склоны их плавно спускаются к лощине, образуя подобие декоративных кулис, за которыми угадываются бескрайние просторы. Над самой долиной в желтовато-розовом небе повисло одинокое бледно-лиловое облако. Лучи солнца, прорывающиеся из-за цепи гор, золотят его края, растворяя их в воздухе и тем самым создавая почти ощутимую пространственную даль.

Александр Борисов, которого можно назвать знатоком ненецкого быта и культуры, писал: «Шибко любит самоед свою тундру! Да как и не любить ему свою кормилицу. Ведь он здесь родился и вырос, здесь и жизнь коротает. Привольно чувствует он себя среди безбрежной пустыни. Привольно и радостно дышит он здесь; а еще веселее ему на душе, когда видит он, как его необозримое стадо оленей (его жизнь) пасется и холится в тундре. Самоед безумно любит оленя, и вместо того, чтобы разумно пользоваться им, он до бесконечности увеличивает свое стадо, и оно год от году делается все больше и больше. И тундра, как бы она ни была велика, в конце концов переполняется. Ведь она может прокормить оленей лишь столько, сколько может, и ничего больше. Природу не перехитришь! И вот на почве плохого питания и недоедания развиваются страшные повальные болезни оленя <…> Огромное количество оленей погибает, не принося никакой пользы и только лишь заражая тундру для будущих поколений оленя. Затем снова ненормальное размножение и снова ужасный падёж и т. д., и т. д., а самоеды всё остаются бедняками. Между тем богатство проходит мимо так глупо, так неразумно!»
Художник писал, понимая, что многие будут упрекать его за то, что, дескать, на Севере не может быть таких ярких, южных красок: «Мне случалось видеть марокканские этюды, и некоторые из них прямо поразили меня сходством эффектов с хорошо знакомой мне природой Севера: сильное полуденное солнце юга среди белых построек арабских городов дает отраженному свету такую силу, что тени как-то тают, расплываются и получают совершенно невероятные оттенки. Как это похоже на отражение света в летние солнечные дни где-нибудь на снежных склонах Новой Земли или острова Вайгач! На этих же этюдах я убедился, как бедно и однообразно по тонам южное небо — не то, что на нашем Севере!»
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

На промысел за оленем

Время создания
13 февраля 1901 года
Размер
34x53,5 см
Техника
Холст на картоне, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

Голова Аполлона
Голова Аполлона
Художественная культура Русского Севера
В Екатерининской гавани
В Екатерининской гавани
Мурманский областной художественный музей
Церковь в Пустозерске
Церковь в Пустозерске
Художественная культура Русского Севера
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Художественная культура Русского Севера
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Художественная культура Русского Севера
Полярные льды
Полярные льды
Мурманский областной художественный музей
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
Виды дачи и окрестности зимой
Виды дачи и окрестности зимой
Художественная культура Русского Севера
Этюд с избушками
Этюд с избушками
Художественная культура Русского Севера
В чаще леса (Лес зимой)
В чаще леса (Лес зимой)
Художественная культура Русского Севера
Олени на привале в Большеземельской тундре
Олени на привале в Большеземельской тундре
Художественная культура Русского Севера
Груда самоедских идолов
Груда самоедских идолов
Художественная культура Русского Севера
Гавань в Соловецком монастыре
Гавань в Соловецком монастыре
Художественная культура Русского Севера
Мой привал на Сторожевом острове
Мой привал на Сторожевом острове
Художественная культура Русского Севера
В гостях у самоеда на Новой Земле
В гостях у самоеда на Новой Земле
Художественная культура Русского Севера
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Художественная культура Русского Севера
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Художественная культура Русского Севера
Книга «Второе Баку»
Книга «Второе Баку»
Ишимбайский историко-краеведческий музей
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Национальный художественный музей Якутии
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Художественная культура Русского Севера
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%