Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арктика глазами художников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Августовская полночь в Карском море

Время создания
1934 год
Место создания
Красноборский район Архангельской области
Размер
200х350 см
Техника
Холст, масло
6
Открыть в приложении
#1
Борисов Александр Алексеевич
Августовская полночь в Карском море
#2
В 1934 году, за несколько месяцев до смерти, автор этой картины Александр Алексеевич Борисов рассказал своему племяннику: «Последние два года пишу картину в 15 кв. аршин для Архангельского музея. Сюжет из Арктики. Может быть, в этом году окончу, а может быть, и еще оставлю на год у себя. Такую картину можно писать лет двадцать, и всё она будет казаться неоконченной». Картина «Августовская полночь в Карском море» стала последней в карьере художника — 17 августа 1934 года сердечный приступ оборвал его жизнь.

Предвестником этой картины стало полотно с поэтическим и немного жутковатым названием «Страна смерти» — одно из самых известных произведений Александра Борисова. Художник написал его в 1903 году, сейчас оно выставлено в зале Государственного музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. «Страна смерти» создана после экспедиции на Новую Землю. В этой картине художник обобщил все свои впечатления об Арктике, которые также получили отражение на сотнях этюдов. Александру Борисову удалось «похитить молчаливую тайну Севера и показать всему свету необычайные красоты загадочного полярного мира», как он сам говорил о задаче своей работы.

На выбор названия картины «Страна смерти», скорее всего, повлияла книга знаменитого норвежского путешественника Фритьофа Нансена «Во мраке ночи и во льдах», с которой художник был знаком. Александр Борисов не раз повторял этот композиционный сюжет, немного варьируя палитру и добавляя символы. Картина сильно потемнела: возможно, причиной этому стало использование битумных красок, которые со временем теряют яркость. Но темные, мрачные тона только усиливают тяжелый эмоциональный эффект.
#7
«Страна смерти»
#5
По содержанию и композиции полотно «Августовская полночь в Карском море» почти полностью повторяет картину «Страна смерти», но выполнено оно в более светлой гамме красок. Кроме того, здесь появляется льдина в форме сердца — это символ человеческой жизни, ценность которой начинаешь по-иному осознавать, находясь в суровых условиях Арктики. Есть на полотне и айсберг с лицом человека — словно страж Севера, он грозно смотрит на зрителя.

Еще один художественный прием, должно быть, перенятый у Архипа Ивановича Куинджи, — это яркая багряно-красная полоса заката, напоминающая цветом кровь и резко контрастирующая с сине-серыми льдинами.

Величие природы пронизывает всю композицию. Такую картину мог написать только человек, столкнувшийся со стихиями лицом к лицу, почувствовавший их силу.
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Августовская полночь в Карском море

Время создания
1934 год
Место создания
Красноборский район Архангельской области
Размер
200х350 см
Техника
Холст, масло
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

Ледник Павла Третьякова
Ледник Павла Третьякова
Художественная культура Русского Севера
После похода к полюсу а/м Арктика
После похода к полюсу а/м Арктика
Мурманский областной художественный музей
Собаки на нартах
Собаки на нартах
Художественная культура Русского Севера
В гостях у самоеда на Новой Земле
В гостях у самоеда на Новой Земле
Художественная культура Русского Севера
Карское море. Вид Новой Земли
Карское море. Вид Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
Мой привал на Сторожевом острове
Мой привал на Сторожевом острове
Художественная культура Русского Севера
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Художественная культура Русского Севера
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Художественная культура Русского Севера
Лунная ночь. Медведь на охоте
Лунная ночь. Медведь на охоте
Художественная культура Русского Севера
На промысел за оленем
На промысел за оленем
Художественная культура Русского Севера
Залив Чекина. Новая Земля
Залив Чекина. Новая Земля
Художественная культура Русского Севера
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Художественная культура Русского Севера
Самоедское кладбище на Большом Носу
Самоедское кладбище на Большом Носу
Художественная культура Русского Севера
Голова Аполлона
Голова Аполлона
Художественная культура Русского Севера
Гавань в Соловецком монастыре
Гавань в Соловецком монастыре
Художественная культура Русского Севера
Книга «Второе Баку»
Книга «Второе Баку»
Ишимбайский историко-краеведческий музей
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Художественная культура Русского Севера
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Национальный художественный музей Якутии
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Художественная культура Русского Севера
В чаще леса (Лес зимой)
В чаще леса (Лес зимой)
Художественная культура Русского Севера
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%