Есть одна ненецкая загадка: по тундре на четырех ножках ходит, а в чуме кочкой лежит. Ответ на нее — собака. И именно таких лежащих и отдыхающих после долгого перехода собак, правда, не в чуме, а на ненецких санях — нартах, изобразил на одном из своих этюдов художник Александр Алексеевич Борисов.
В своих путешествиях он освоил управление не только оленьей упряжкой, но и умел ездить на санях, запряженных ездовыми собаками, хотя для ненцев запрягать собак было не очень свойственно. Александр Алексеевич так описывал этот свой опыт в дневниках: «Езда на собаках вообще чрезвычайно трудна и неприятна. Во время езды под гору они несутся точно ошалевшие и всегда норовят наскочить на какой-нибудь камень или выступ скалы, чтобы сломать сани. Воз опрокинется, и сани — вдребезги. Тогда собаки останавливаются и стоят, облизываясь, и морды у них в это время такие лукавые, точно они смеются над хозяином».
Александр Борисов поведал читателям своей книги «У самоедов» немало любопытных историй: «В экскурсии на лыжах я непременно брал всегда с собой самоедскую лайку, которую я купил себе в Усть-Цильме. Однажды, когда я зашел в соседний чум, самоеды чистосердечно признались мне, что, „вот, мол, как ты только показался вон из-за тех холмов, наша старуха и говорит: вон, смотрите, идет какой-то человек, какой он, в тундре пешком, поди, какой недобрый, надо бы его убить; и мы уже вытащили винтовку, чтобы тебя пристрелить, да увидели собаку; а, с собакой! Ну, значит, это хороший человек!..“»
Собаки для самоедов вообще важная часть жизни. Есть предположение, что давным-давно северные народы одомашнили белого волка, и таким образом появилась порода «самоедская собака». Собаки использовались для выпаса оленей, охоты, транспорта, а также иногда как няньки для маленьких детей. На ночь их часто оставляют в чуме, чтобы спать с ними в обнимку — они помогают не замерзнуть. Когда обнимаешь самоеда, он замирает и становится предельно внимательным и осторожным, чтобы лишний раз не побеспокоить человека.
Однако самоедов никогда не запрягали. Поэтому на картине вы видите не белого самоеда, а собаку с черными пятнами — скорее всего, помесь с ненецкой лайкой (чистых ненецких лаек тоже не запрягали). Ненцы считали, что среди собак есть специализации, поэтому для каждого дела у них были свои лайки: одни собирали стадо, другие гнали его домой, третьи искали отбившихся оленей, четвертые — удерживали стадо.
В своих путешествиях он освоил управление не только оленьей упряжкой, но и умел ездить на санях, запряженных ездовыми собаками, хотя для ненцев запрягать собак было не очень свойственно. Александр Алексеевич так описывал этот свой опыт в дневниках: «Езда на собаках вообще чрезвычайно трудна и неприятна. Во время езды под гору они несутся точно ошалевшие и всегда норовят наскочить на какой-нибудь камень или выступ скалы, чтобы сломать сани. Воз опрокинется, и сани — вдребезги. Тогда собаки останавливаются и стоят, облизываясь, и морды у них в это время такие лукавые, точно они смеются над хозяином».
Александр Борисов поведал читателям своей книги «У самоедов» немало любопытных историй: «В экскурсии на лыжах я непременно брал всегда с собой самоедскую лайку, которую я купил себе в Усть-Цильме. Однажды, когда я зашел в соседний чум, самоеды чистосердечно признались мне, что, „вот, мол, как ты только показался вон из-за тех холмов, наша старуха и говорит: вон, смотрите, идет какой-то человек, какой он, в тундре пешком, поди, какой недобрый, надо бы его убить; и мы уже вытащили винтовку, чтобы тебя пристрелить, да увидели собаку; а, с собакой! Ну, значит, это хороший человек!..“»
Собаки для самоедов вообще важная часть жизни. Есть предположение, что давным-давно северные народы одомашнили белого волка, и таким образом появилась порода «самоедская собака». Собаки использовались для выпаса оленей, охоты, транспорта, а также иногда как няньки для маленьких детей. На ночь их часто оставляют в чуме, чтобы спать с ними в обнимку — они помогают не замерзнуть. Когда обнимаешь самоеда, он замирает и становится предельно внимательным и осторожным, чтобы лишний раз не побеспокоить человека.
Однако самоедов никогда не запрягали. Поэтому на картине вы видите не белого самоеда, а собаку с черными пятнами — скорее всего, помесь с ненецкой лайкой (чистых ненецких лаек тоже не запрягали). Ненцы считали, что среди собак есть специализации, поэтому для каждого дела у них были свои лайки: одни собирали стадо, другие гнали его домой, третьи искали отбившихся оленей, четвертые — удерживали стадо.