Изображение северного леса — тема, к которой Александр Алексеевич Борисов обратился в 1910-е годы. Все лесные пейзажи, написанные в это время, можно объединить в общую серию «Зимняя сказка». Ее очарование заключается, прежде всего, в самобытности и индивидуальности. Картины этой серии полны солнечного света.
Александр Алексеевич не раз повторял: «У меня ведь есть еще одна слабость — лес! Я ученик Шишкина, и мне хотелось бы написать ряд картин с изображением леса не издали, а вблизи, в самой чаще его, нарисовать деревья со всеми их сучочками, иглами, мхом и хворостом».
Новую палитру красок и сказочную прелесть заснеженных лесов Александр Борисов находит у себя на родине, в Красноборске. В лесную чащу художник приезжал на лошади с кучером. Работал он с восторгом и подолгу, а коченеющие руки то и дело растирал скипидаром. Борисов искренне любил сильный, обжигающий мороз. И чем сильнее мороз, чем сказочнее становился притихший, как бы уснувший в снегу лес, тем с большим восторгом ехал художник в лесную чащобу.
Картина «Зимний солнечный день на Северной Двине» изображает радостный зимний день. Перед нами группа молодых деревьев, устремляющихся в морозное лазурное небо. Их кроны, окутанные пушистыми снежными покрывалами, сияют в ярких лучах солнца. Нижние ветки погружены в прозрачно-голубые тени. Склон крутого холма синевато-белый, его линия пересекает холст под большим углом. А дальше до самого горизонта, обозначенного замерзшим руслом Северной Двины, раскинулись лесные просторы, приобретающие тончайшие сиреневые и коричневые оттенки.
Привычка создавать — быстро и уверенно — картины на морозе особенно сильно сказалась на этой серии работ художника. С первого взгляда эта картина создает образ настоящей русской зимы с ее сухим ароматным воздухом и трескучими морозами. Кисть Борисова лепит форму крупными густыми мазками, сильно обобщая ее. Художник как бы спешит точным ударом запечатлеть мимолетное впечатление зимнего леса.
Но за кажущейся поспешностью скрывается длительное, пристальное изучение природы. О композиции лесных пейзажей в целом можно сказать, что она отсутствует: настолько здесь всё просто и ясно. В умении компоновать Александр Борисов сродни художникам старшего поколения, целью которых всегда была ясность сюжета.
Александр Алексеевич не раз повторял: «У меня ведь есть еще одна слабость — лес! Я ученик Шишкина, и мне хотелось бы написать ряд картин с изображением леса не издали, а вблизи, в самой чаще его, нарисовать деревья со всеми их сучочками, иглами, мхом и хворостом».
Новую палитру красок и сказочную прелесть заснеженных лесов Александр Борисов находит у себя на родине, в Красноборске. В лесную чащу художник приезжал на лошади с кучером. Работал он с восторгом и подолгу, а коченеющие руки то и дело растирал скипидаром. Борисов искренне любил сильный, обжигающий мороз. И чем сильнее мороз, чем сказочнее становился притихший, как бы уснувший в снегу лес, тем с большим восторгом ехал художник в лесную чащобу.
Картина «Зимний солнечный день на Северной Двине» изображает радостный зимний день. Перед нами группа молодых деревьев, устремляющихся в морозное лазурное небо. Их кроны, окутанные пушистыми снежными покрывалами, сияют в ярких лучах солнца. Нижние ветки погружены в прозрачно-голубые тени. Склон крутого холма синевато-белый, его линия пересекает холст под большим углом. А дальше до самого горизонта, обозначенного замерзшим руслом Северной Двины, раскинулись лесные просторы, приобретающие тончайшие сиреневые и коричневые оттенки.
Привычка создавать — быстро и уверенно — картины на морозе особенно сильно сказалась на этой серии работ художника. С первого взгляда эта картина создает образ настоящей русской зимы с ее сухим ароматным воздухом и трескучими морозами. Кисть Борисова лепит форму крупными густыми мазками, сильно обобщая ее. Художник как бы спешит точным ударом запечатлеть мимолетное впечатление зимнего леса.
Но за кажущейся поспешностью скрывается длительное, пристальное изучение природы. О композиции лесных пейзажей в целом можно сказать, что она отсутствует: настолько здесь всё просто и ясно. В умении компоновать Александр Борисов сродни художникам старшего поколения, целью которых всегда была ясность сюжета.