Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Томский областной художественный музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Долина реки Маточки на Новой Земле

Время создания
1896 год
Размер
31,8x49 см
Техника
холст, масло
4
Открыть в приложении
#1
Александр Борисов
Долина реки Маточки на Новой Земле
#2
«Крайний север, с его мрачной, но мощной и таинственной природой, с его величавыми льдами и почти бессменной ночью всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии», — рассказывал о себе в очерке «На Новую Землю» Александр Борисов, первый русский художник, который побывал за Полярным кругом.

Александр Борисов осуществил мечту, будучи учеником Академии художеств. Весну и начало лета 1896 года он провел на севере Кольского полуострова. В конце лета на пароходе отправился на Новую Землю — архипелаг в Северном Ледовитом океане, где совершил переход по проливу Маточкин Шар до Карского моря. За это время художник написал десятки этюдов, в которых сложился его индивидуальный почерк.

Большой успех имели работы Борисова на осенней ученической выставке того же года в Академии. Его соученик Николай Рерих писал, что этюды художника среди произведений учеников Архипа Куинджи «были из лучших и привлекли всеобщее внимание».

Виктор Васнецов оценил этюды как «чрезвычайно талантливые, рисующие ярко-холодный ужас Севера». Хороший отзыв дал и Илья Репин: 
#4
Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки строго прорисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах… — всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды.
#5
Более 60 северных этюдов в свою знаменитую галерею приобрел меценат и коллекционер Павел Третьяков. Это стало самой высокой оценкой для молодого живописца. «Этот огромный успех для меня, как ученика академии, придал мне энергию, и я еще ревностнее принялся за изучение северной природы», — написал он в 1902 году.

Многие годы один из залов галереи Третьякова занимала коллекция новоземельных этюдов Борисова. Среди них на фотографиях можно увидеть этюд, который в 1932 году был передан Томскому краеведческому музею, а теперь хранится в Томском областном художественном музее. Этюд «Река Маточка на Новой Земле», написанный 3 августа 1896 года, исследователи творчества художника относят к числу лучших в серии.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Долина реки Маточки на Новой Земле

Время создания
1896 год
Размер
31,8x49 см
Техника
холст, масло
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

Августовская полночь в Карском море
Августовская полночь в Карском море
Художественная культура Русского Севера
В гостях у самоеда на Новой Земле
В гостях у самоеда на Новой Земле
Художественная культура Русского Севера
Этюд с избушками
Этюд с избушками
Художественная культура Русского Севера
Виды дачи и окрестности зимой
Виды дачи и окрестности зимой
Художественная культура Русского Севера
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Художественная культура Русского Севера
Голова Аполлона
Голова Аполлона
Художественная культура Русского Севера
Самоедское кладбище на Большом Носу
Самоедское кладбище на Большом Носу
Художественная культура Русского Севера
В чаще леса (Лес зимой)
В чаще леса (Лес зимой)
Художественная культура Русского Севера
После похода к полюсу а/м Арктика
После похода к полюсу а/м Арктика
Мурманский областной художественный музей
Штиль – туман во льдах
Штиль – туман во льдах
Художественная культура Русского Севера
Полярные льды
Полярные льды
Мурманский областной художественный музей
Церковь в Пустозерске
Церковь в Пустозерске
Художественная культура Русского Севера
Карское море. Вид Новой Земли
Карское море. Вид Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
Екатерининская гавань
Екатерининская гавань
Мурманский областной художественный музей
Мой привал на Сторожевом острове
Мой привал на Сторожевом острове
Художественная культура Русского Севера
Самоед Устин в палатке
Самоед Устин в палатке
Художественная культура Русского Севера
На промысел за оленем
На промысел за оленем
Художественная культура Русского Севера
Старый лес летом
Старый лес летом
Художественная культура Русского Севера
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Медведи на льду у берегов Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
Собаки на нартах
Собаки на нартах
Художественная культура Русского Севера
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%