Перед вами, казалось бы, необычная работа Александра Алексеевича Борисова — очень детальное изображение летнего леса, в то время как обычно его темы — это север, снежные равнины и леса. Это объясняется тем, что на художника оказал большое влияние Иван Шишкин, которого называли «патриархом леса». Именно он научил Александра Борисова точности в рисунке и кропотливому труду рисовальщика. Терпеливо, с аскетической отрешенностью от всего остального Борисов проходил школу Шишкина, который отличался суровой требовательностью. В Императорской Академии художеств Александр Борисов два года учился у Ивана Ивановича Шишкина, а последние три — у Архипа Ивановича Куинджи.
Иван Иванович Шишкин говорил: «К чему бесплодные размышления, теории, чтобы стать настоящим художником, надо полностью подчинить себя натуре». При обучении своих воспитанников он твердо следовал этой формуле. Страстный любитель и большой знаток русской природы, Шишкин умел с исключительной правдивостью отражать ее в своих картинах, рисунках и офортах. Обучение в его мастерской заключалось в работе над фотографиями зимой и на природе — летом. Шишкин требовал от своих учеников внимательного изучения натуры, объяснял, как создавать «портреты природы».
Большое значение Шишкин придавал рисунку, видя в нем не только подготовительную стадию в создании живописных полотен, но и вполне самостоятельную законченную работу. Александр Борисов добросовестно изучал технику своего учителя, и вскоре его работы стали во многом похожими на картины Шишкина. В летний период, не всегда имея возможность уехать из Петербурга к себе на Север, Александр Борисов проводил лето на Академической даче, старательно штудируя натуру.
Яркая иллюстрация «шишкинского» периода творчества Александра Борисова — картина «Старый лес летом». Здесь он предстает последовательным учеником Ивана Ивановича, старательно копирующим природу, тщательно выписывающим все мелкие детали — травинки, листочки, мох. Здесь еще не чувствуется темперамента художника, зато прослеживаются скрупулезное изучение молодым художником родной природы, его любовь к скромному пейзажу. Школа Шишкина и внимательное отношение к натуре навсегда останутся в творчестве Александра Борисова.
Иван Иванович Шишкин говорил: «К чему бесплодные размышления, теории, чтобы стать настоящим художником, надо полностью подчинить себя натуре». При обучении своих воспитанников он твердо следовал этой формуле. Страстный любитель и большой знаток русской природы, Шишкин умел с исключительной правдивостью отражать ее в своих картинах, рисунках и офортах. Обучение в его мастерской заключалось в работе над фотографиями зимой и на природе — летом. Шишкин требовал от своих учеников внимательного изучения натуры, объяснял, как создавать «портреты природы».
Большое значение Шишкин придавал рисунку, видя в нем не только подготовительную стадию в создании живописных полотен, но и вполне самостоятельную законченную работу. Александр Борисов добросовестно изучал технику своего учителя, и вскоре его работы стали во многом похожими на картины Шишкина. В летний период, не всегда имея возможность уехать из Петербурга к себе на Север, Александр Борисов проводил лето на Академической даче, старательно штудируя натуру.
Яркая иллюстрация «шишкинского» периода творчества Александра Борисова — картина «Старый лес летом». Здесь он предстает последовательным учеником Ивана Ивановича, старательно копирующим природу, тщательно выписывающим все мелкие детали — травинки, листочки, мох. Здесь еще не чувствуется темперамента художника, зато прослеживаются скрупулезное изучение молодым художником родной природы, его любовь к скромному пейзажу. Школа Шишкина и внимательное отношение к натуре навсегда останутся в творчестве Александра Борисова.