Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арктика глазами художников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Ночь в Большеземельской тундре в апреле

Время создания
10 апреля 1898 года
Место создания
Ненецкий автономный округ
Размер
34x51 см
Техника
Холст на картоне, масло
0
Открыть в приложении
#1
Борисов Александр Алексеевич
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
#2
Ранней весной и летом 1898 года обитатели Большеземельской тундры стали свидетелями невиданного ими зрелища. В их среде появился человек, по виду ничем не отличавшийся от русских скупщиков, столько хорошо знакомых бедным сынам сурового Севера, но совершавший какие-то непонятные для них загадочные действия. Во время остановок в тундре он не торопился залезать в тёплый чум, а по целым часам оставался на улице, глядя на небо или волнистую, как море, тундру, и рисовал что-то на белом холсте разноцветными красками. Этим человеком был тогда ещё молодой, только что окончивший Академию художник Александр Борисов, приехавший в тундру искать не шкуру ошкуя (белого медведя), а то чудесное сочетание тонов и красок, которыми богато полярное небо.

Медленно тянутся аргиши по заснеженной тундре, и нам было бы скучно следить за этим движением по однообразному ландшафту, но для острого взгляда художника это однообразие только кажущееся, в нём много неожиданных деталей и цветовых оттенков. Александр Борисов любил повторять слова, сказанные ещё П.П. Чистяковым: «Надо уметь видеть!».

В дневнике за 12 апреля можно прочесть: «Днёвка. Скверная сырая погода со снегом… В полдень совсем тепло и тихо. Вечером подул сильный N, и стало очень холодно; в особенности ветер пронизывал ужасно, несмотря на то, что на северо-западе всё небо было залито золотистою зарёй и напоминало глазам тёплый летний вечер юга. Только снег разбивал всю эту иллюзию и составлял полный контраст с небом. Он настолько казался голубым, что, если бы художник написал такую картину, сказали бы: „Это не естественно и красочно!“. На этом голубом фоне снега очень резко вырисовывался наш убогий чум. Вправо, одна за другой, тянулись и пропадали в бесконечной дали Болванские сопки. В этой картине было что-то неумолимо суровое и бесконечно прекрасное. Глядя на неё, мне хотелось бы бежать и бежать в эту таинственную чудную даль. Какое-то непонятное, приятное чувство наполняет душу: вместе и нежность, и грусть, и покорность, и любовь, и непреклонная воля и сила — всё сливается в одно!!!».

Несмотря на такое приподнятое настроение, которое звало его к палитре, написать этюд не удалось из-за различных хозяйственных забот и крайней усталости. Позже эта восторженность души найдёт выражение во многих этюдах Александра Борисова. Каждую остановку художник использовал для работы. 10 апреля он написал этюд «Ночь в Большеземельской тундре в апреле».
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Ночь в Большеземельской тундре в апреле

Время создания
10 апреля 1898 года
Место создания
Ненецкий автономный округ
Размер
34x51 см
Техника
Холст на картоне, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

В гостях у самоеда на Новой Земле
В гостях у самоеда на Новой Земле
Художественная культура Русского Севера
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Художественная культура Русского Севера
Голова Аполлона
Голова Аполлона
Художественная культура Русского Севера
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Художественная культура Русского Севера
Самоед Устин в палатке
Самоед Устин в палатке
Художественная культура Русского Севера
В чаще леса (Лес зимой)
В чаще леса (Лес зимой)
Художественная культура Русского Севера
Старый лес летом
Старый лес летом
Художественная культура Русского Севера
Ледник Павла Третьякова
Ледник Павла Третьякова
Художественная культура Русского Севера
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Национальный художественный музей Якутии
Лунная ночь. Медведь на охоте
Лунная ночь. Медведь на охоте
Художественная культура Русского Севера
Книга «Второе Баку»
Книга «Второе Баку»
Ишимбайский историко-краеведческий музей
На промысел за оленем
На промысел за оленем
Художественная культура Русского Севера
Штиль – туман во льдах
Штиль – туман во льдах
Художественная культура Русского Севера
Полярные льды
Полярные льды
Мурманский областной художественный музей
Гавань в Соловецком монастыре
Гавань в Соловецком монастыре
Художественная культура Русского Севера
Груда самоедских идолов
Груда самоедских идолов
Художественная культура Русского Севера
Олени на привале в Большеземельской тундре
Олени на привале в Большеземельской тундре
Художественная культура Русского Севера
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Судно во льдах. Яхта «Мечта»
Художественная культура Русского Севера
В Екатерининской гавани
В Екатерининской гавани
Мурманский областной художественный музей
Долина реки Маточки на Новой Земле
Долина реки Маточки на Новой Земле
Томский областной художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%