Мотив холодной, заснеженной северной зимы глубоко запал в душу Александра Алексеевича Борисова и нашел отражение в ряде его работ. В начале 1898 года художник исполнил небольшой «Этюд с избушками».
На нем мы видим широко расстилающиеся просторы замерзшей реки Мезень, лишь на горизонте ограниченные цепью невысоких холмов. На заснеженной равнине темнеют две бревенчатые избушки, прижавшись друг к другу. У их стен намело большие сугробы, крыш не видно под пушистым снежным одеялом. Многочисленные колышки, вбитые в землю перед избушками, под косыми лучами солнца отбрасывают на голубоватый снег четкие тени. Работать со светом Александр Борисов учился у Архипа Куинджи. На этой картине представлен спокойный зимний день, но на других полотнах художника вы увидите, что он умеет так же мастерски изображать закатное и рассветное солнце, а еще тонко чувствует цвета и оттенки белого — самого главного цвета в зимнем северном пейзаже. Художник оперирует лишь несколькими цветами, но пользуется ими с большим тактом.
Вероятно, эти избушки — часть старого сухопутного тракта. Они были одним из важнейших видов транспортных сообщений на Русском Севере. Сначала тракты предназначались для почтовых перевозок и только потом стали преобразовываться в обывательские или торговые. Все они содержались за счет натуральной повинности населения. Расходы определялись по уездам в зависимости от количества жителей. На каждом тракте имелись станции или постоялые дворы, где для перевозки почты и проезжающих содержались сменные лошади. Станции обслуживались станционными смотрителями, которых в народе называли кушниками.
К дороге с обеих сторон вплотную подступает стена деревьев. Никто не знает, что таится в лесу в каких-нибудь десяти шагах. Монотонно скрипят полозья, нарушая безмолвие. Умело чередуя светлые и темные пятна, художник придает этюду и нарядную красочность, акцентируя почти в центре работы звонкую ультрамариновую тень. Интенсивные звучания голубых, коричневых, синих цветов на снежном покрове гармонично сочетаются между собой и делают этюд правдивым, исключительно красивым и благородным.
На нем мы видим широко расстилающиеся просторы замерзшей реки Мезень, лишь на горизонте ограниченные цепью невысоких холмов. На заснеженной равнине темнеют две бревенчатые избушки, прижавшись друг к другу. У их стен намело большие сугробы, крыш не видно под пушистым снежным одеялом. Многочисленные колышки, вбитые в землю перед избушками, под косыми лучами солнца отбрасывают на голубоватый снег четкие тени. Работать со светом Александр Борисов учился у Архипа Куинджи. На этой картине представлен спокойный зимний день, но на других полотнах художника вы увидите, что он умеет так же мастерски изображать закатное и рассветное солнце, а еще тонко чувствует цвета и оттенки белого — самого главного цвета в зимнем северном пейзаже. Художник оперирует лишь несколькими цветами, но пользуется ими с большим тактом.
Вероятно, эти избушки — часть старого сухопутного тракта. Они были одним из важнейших видов транспортных сообщений на Русском Севере. Сначала тракты предназначались для почтовых перевозок и только потом стали преобразовываться в обывательские или торговые. Все они содержались за счет натуральной повинности населения. Расходы определялись по уездам в зависимости от количества жителей. На каждом тракте имелись станции или постоялые дворы, где для перевозки почты и проезжающих содержались сменные лошади. Станции обслуживались станционными смотрителями, которых в народе называли кушниками.
К дороге с обеих сторон вплотную подступает стена деревьев. Никто не знает, что таится в лесу в каких-нибудь десяти шагах. Монотонно скрипят полозья, нарушая безмолвие. Умело чередуя светлые и темные пятна, художник придает этюду и нарядную красочность, акцентируя почти в центре работы звонкую ультрамариновую тень. Интенсивные звучания голубых, коричневых, синих цветов на снежном покрове гармонично сочетаются между собой и делают этюд правдивым, исключительно красивым и благородным.