Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арктика глазами художников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Самоед Устин в палатке

Время создания
9 апреля 1901 года
Место создания
Архипелаг Новая Земля
Размер
33,5x51 см
Техника
Холст на картоне, масло
1
Открыть в приложении
#1
Борисов Александр Алексеевич
Самоед Устин в палатке (Отдыхающий ненец в палатке)
#2
Можно предположить, что слова «художник» и «путешественник» чем-то схожи и могут в определенном контексте даже считаться синонимами. Чтобы ступить за порог и отправиться в путь, от путешественника требуется мужество, а от художника — талант и умение всё увиденное, услышанное и испытанное запечатлеть на полотне. А если эти две ипостаси — путешественника и художника — соединяются в одном творческом человеке, то его имя непременно вписывается в историю, как это случилось с русским живописцем Александром Алексеевичем Борисовым. Он путешествовал не один: в арктических экспедициях художника сопровождали ненцы, или самоеды. Поэтому он хорошо изучил их обычаи и характер.

В дневниках Александра Борисова можно прочесть такие строки: «Вообще самоеды очень добродушны и гостеприимны. Если попадает к ним даже человек незнакомый, он рад ему бесконечно и старается угодить самым дорогим, что есть у него. Вытаскивает масло, которое он любит и сам, хлеб, а иногда и баранки. А чтобы согреть чайник, он колет сани свои на дрова, если это встречается в тундре, где нет никакого дерева».

Ненец Устин был проводником в новоземельском путешествии Александра Борисова. Художник вспоминал: «Постоянный кормилец собак, а в трудные минуты и всех членов экспедиции. Прекрасный стрелок. В молодости был на острове Колгуев шаманом и бил в барабан, а потом, как он говорит, всех дьяволов передал своей дочери, „а то уж очень мучат они, всё просят работы и заставляют бить в барабан“. Во время экспедиции страшно скучал и думал об острове Колгуеве, как об обетованной земле… Во время ужасной драмы, когда осенью 1900 года носило нас на плавучих льдах Карского моря, он убивал тюленей, мясом и кровью которых питались мы. Момент — снаружи палатки невыносимый снежный буран. Наружу выйти нельзя. Что тогда делать? Читать? Но 2–3 книги, привезенные с собой на собаках, перечитаны 20 раз. Разговаривать с товарищами? Но всё уже переговорено тысячу раз. В такие минуты обыкновенно брал кисть и писал что-нибудь в палатке».
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Самоед Устин в палатке

Время создания
9 апреля 1901 года
Место создания
Архипелаг Новая Земля
Размер
33,5x51 см
Техника
Холст на картоне, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Борисов А.А. Коллекция работ

На промысел за оленем
На промысел за оленем
Художественная культура Русского Севера
Самоедское кладбище на Большом Носу
Самоедское кладбище на Большом Носу
Художественная культура Русского Севера
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Ночь в Большеземельской тундре в апреле
Художественная культура Русского Севера
Полярные льды
Полярные льды
Мурманский областной художественный музей
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Селение Усть-Цильма на реке Печоре
Художественная культура Русского Севера
Гавань в Соловецком монастыре
Гавань в Соловецком монастыре
Художественная культура Русского Севера
В гостях у самоеда на Новой Земле
В гостях у самоеда на Новой Земле
Художественная культура Русского Севера
Екатерининская гавань
Екатерининская гавань
Мурманский областной художественный музей
Августовская полночь в Карском море
Августовская полночь в Карском море
Художественная культура Русского Севера
Ледник Павла Третьякова
Ледник Павла Третьякова
Художественная культура Русского Севера
Сани, поставленные на пятки
Сани, поставленные на пятки
Художественная культура Русского Севера
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар
Национальный художественный музей Якутии
В Екатерининской гавани
В Екатерининской гавани
Мурманский областной художественный музей
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Житье бедного самоеда в тундре под лодкой
Художественная культура Русского Севера
Карское море. Вид Новой Земли
Карское море. Вид Новой Земли
Художественная культура Русского Севера
Долина реки Маточки на Новой Земле
Долина реки Маточки на Новой Земле
Томский областной художественный музей
Груда самоедских идолов
Груда самоедских идолов
Художественная культура Русского Севера
Штиль – туман во льдах
Штиль – туман во льдах
Художественная культура Русского Севера
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Замечтался. Промышленник на белого медведя
Художественная культура Русского Севера
Лунная ночь. Медведь на охоте
Лунная ночь. Медведь на охоте
Художественная культура Русского Севера
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%