После возвращения из Петербурга в родное Шаблово Ефим Честняков мечтал осуществить программу строительства универсальной крестьянской культуры, которая, по его мнению, должна представлять собой синтез разных видов искусства: живописи, театра, скульптуры, музыки. Художник всё чаще обращается к скульптуре, которая наиболее полно позволяла выразить его идею. Создавая небольшие по размерам глиняные скульптурки, он стремился воплотить разные крестьянские типы. «Бабушка с внучкой» — одна из глинянок, входивших в многофигурную композицию «Город Кордон», в котором можно было увидеть и людей, и зверей, и птиц, а также различного рода глиняные постройки, деревья. Исследователи предполагают, что для этой композиции художником было создано около 400 персонажей, большая часть их, к сожалению, не сохранилась. Фигурки передвигались, из них можно было составить целые выразительные сюжеты.
В то же время отдельно взятая «глинянка» была законченной не только в пластическом смысле, но и решена индивидуально и в высшей степени выразительно. Земляки художника рассказывали, как в своей «шалашке» Ефим Васильевич устраивал театральные представления для взрослых и детей, персонажами в которых выступали его глинянки, а декорациями картины и рисунки. Глинянка «Бабушка с внучкой» привлекает внимание интересным сюжетом: на деревянной лавке сидят бабушка с внучкой, и рядом с ними кошка. Бабушка занимается привычным домашним делом — пахтает масло из сметаны. Из литературных текстов Честнякова мы узнаём, что обычно такое занятие кологривские крестьянки сопровождали благопожеланием: «Пахтус пахтайсь — Пахтус-от робятам. Пахтанье собакам.». Эти слова сопровождали занятие, чтобы масло получилось удачным. Рядом с бабушкой сидит внучка, она ест лепёшку, обмакнув в сметану, ну, а кошка просто пригрелась рядом с девочкой. Этот сюжет можно сопроводить строками из стихотворения Честнякова, в которых содержится диалог бабушки и внучки:
В то же время отдельно взятая «глинянка» была законченной не только в пластическом смысле, но и решена индивидуально и в высшей степени выразительно. Земляки художника рассказывали, как в своей «шалашке» Ефим Васильевич устраивал театральные представления для взрослых и детей, персонажами в которых выступали его глинянки, а декорациями картины и рисунки. Глинянка «Бабушка с внучкой» привлекает внимание интересным сюжетом: на деревянной лавке сидят бабушка с внучкой, и рядом с ними кошка. Бабушка занимается привычным домашним делом — пахтает масло из сметаны. Из литературных текстов Честнякова мы узнаём, что обычно такое занятие кологривские крестьянки сопровождали благопожеланием: «Пахтус пахтайсь — Пахтус-от робятам. Пахтанье собакам.». Эти слова сопровождали занятие, чтобы масло получилось удачным. Рядом с бабушкой сидит внучка, она ест лепёшку, обмакнув в сметану, ну, а кошка просто пригрелась рядом с девочкой. Этот сюжет можно сопроводить строками из стихотворения Честнякова, в которых содержится диалог бабушки и внучки:
— Ты, Анютка, стала рано,
— Бает баўшка Ульяна
— Отгадай, — ходила я
Слушать пташку соловья.
Соловейка славно пел,
Под горой ручей шумел,
Он по камешкам бурлил,
И про что-то говорил.
— Что наскажет тебе ричка?
Соловей — небось синичка
На черемухе поет,
Красный день Господь дает.
— Ручеек журчит про сказки.
— Вот еще каки проказки!
Кто про это вам сказал?
Кто такое указал?
— Ты же баўшка мне сама
Как была у нас зима,
И огонь горел в светце,
Вьюга пела на крыльце,
Витер дул и так свистал,
Снег в оконницы хлестал.
— Бает баўшка Ульяна
— Отгадай, — ходила я
Слушать пташку соловья.
Соловейка славно пел,
Под горой ручей шумел,
Он по камешкам бурлил,
И про что-то говорил.
— Что наскажет тебе ричка?
Соловей — небось синичка
На черемухе поет,
Красный день Господь дает.
— Ручеек журчит про сказки.
— Вот еще каки проказки!
Кто про это вам сказал?
Кто такое указал?
— Ты же баўшка мне сама
Как была у нас зима,
И огонь горел в светце,
Вьюга пела на крыльце,
Витер дул и так свистал,
Снег в оконницы хлестал.