Ефим Честняков был не только талантливым живописцем и графиком, но и скульптором. Его дар давал ему возможность творить практически во всех видах искусства. В глиняных фигурках шабловских крестьян —«глинянках», как он сам их называл, нашли отражение характерные особенности его индивидуального стиля. Работы Ефима Честнякова узнаваемы, их нельзя спутать ни с каким другим автором. Кроме небольшого размера они имеют особую раскраску, чаще всего акварелью — художник чаще всего работал дешевыми школьными акварельными красками.
Фигурка «Дед плетет лапти» небольшая по размеру, но она наполнена особым смыслом и множеством деталей. Перед нами пожилой мужчина, с характерной для крестьянина бородой и седыми волосами. Он сидит прямо с поднятой головой, руки его заняты древним, крестьянским ремеслом — плетением лаптей из бересты. Он сосредоточен своим занятием и лишь на мгновение бросает на зрителя свой спокойный добрый взгляд. Руки деда заняты изготовлением жизненно необходимых предметов —лаптей. В крестьянской семье традиционно сложилось так, что именно старики, которым было трудно исполнять тяжелые полевые работы, обычно плели лапти. Дед одет в обычную светлую льняную рубаху и порты. Образ деда реалистичен и правдоподобен, он во многом совпадает с сохранившимся в памяти Ефима Честнякова образом его родного деда Самойло, который был мастером плести лапти. В своих детских воспоминаниях он приводит один из эпизодов семейной жизни:
Бабушка шерготит за переборкой.
А дедушко шелестит оборкой —
Лапоток заповирывает,
Ошеметки починивает…
Коточигом постукивает,
Говорит да пришучивает…
В этом отрывке современный зритель встретит много незнакомых слов, ушедших из нашей жизни. Ефим Честняков в своем литературном творчестве всегда стремился точно описать быт деревенских жителей и сохранить особенности народной речи. Оборка — это льняная веревка изо льна или мочала у лаптей, а коточиг — железный крючок для плетения лаптей. Все созданные Ефимом Честняковым глиняные фигурки были участниками его постановок в «театре глинянок», который он создал для деревенских жителей. Так, например, он создал многофигурную композицию «Город Кордон», в котором можно было увидеть и людей, и зверей, и птиц, а также различного рода глиняные постройки, деревья. Исследователи предполагают, что для этой композиции художником было создано около 400 персонажей, большая часть их, к сожалению, не сохранилась. Фигурки передвигались, из них можно было составить целые сюжеты.
Фигурка «Дед плетет лапти» небольшая по размеру, но она наполнена особым смыслом и множеством деталей. Перед нами пожилой мужчина, с характерной для крестьянина бородой и седыми волосами. Он сидит прямо с поднятой головой, руки его заняты древним, крестьянским ремеслом — плетением лаптей из бересты. Он сосредоточен своим занятием и лишь на мгновение бросает на зрителя свой спокойный добрый взгляд. Руки деда заняты изготовлением жизненно необходимых предметов —лаптей. В крестьянской семье традиционно сложилось так, что именно старики, которым было трудно исполнять тяжелые полевые работы, обычно плели лапти. Дед одет в обычную светлую льняную рубаху и порты. Образ деда реалистичен и правдоподобен, он во многом совпадает с сохранившимся в памяти Ефима Честнякова образом его родного деда Самойло, который был мастером плести лапти. В своих детских воспоминаниях он приводит один из эпизодов семейной жизни:
Бабушка шерготит за переборкой.
А дедушко шелестит оборкой —
Лапоток заповирывает,
Ошеметки починивает…
Коточигом постукивает,
Говорит да пришучивает…
В этом отрывке современный зритель встретит много незнакомых слов, ушедших из нашей жизни. Ефим Честняков в своем литературном творчестве всегда стремился точно описать быт деревенских жителей и сохранить особенности народной речи. Оборка — это льняная веревка изо льна или мочала у лаптей, а коточиг — железный крючок для плетения лаптей. Все созданные Ефимом Честняковым глиняные фигурки были участниками его постановок в «театре глинянок», который он создал для деревенских жителей. Так, например, он создал многофигурную композицию «Город Кордон», в котором можно было увидеть и людей, и зверей, и птиц, а также различного рода глиняные постройки, деревья. Исследователи предполагают, что для этой композиции художником было создано около 400 персонажей, большая часть их, к сожалению, не сохранилась. Фигурки передвигались, из них можно было составить целые сюжеты.