С рождения Ефим Честняков знал и понимал быт русского крестьянства. Жизнь в деревне постоянно давала ему богатый материал для творчества. В первые годы после учёбы в Академии художеств он следовал традициям реалистической школы. В своих живописных произведениях он изображал реальные сцены из жизни деревенских жителей. Всё в них было достоверно и понятно зрителю.
Картину Ефима Честнякова «Тёплый летний вечер. Топят бани» можно отнести к произведениям, посвященным будничной, повседневной жизни деревни. В ней художник запечатлел субботний день, когда крестьяне топили бани, стирали бельё и, как писал автор, «обыденной чередой» ходили за водой. Благодаря этнографической точности, с которой написана работа, мы можем узнать, что бани топились по-чёрному, дым выходил через дверной проём и волоковое окно. Бельё сушили на вилашках, а воду набирали прямо в ручье. Колорит живописного произведения тёплый, передаёт атмосферу летнего вечера в среднерусской деревне. На этой картине, как и на других работах Честнякова, мы не находим на лицах персонажей отголосков тяжёлого крестьянского труда. Наоборот, пришедшие на ручей крестьянские девочки выражают собой безмятежность и умиротворение. На картине «Тёплый летний вечер. Топят бани» автор хотел показать нам гармоничное сосуществование человека с миром природы.
Стихотворение Честнякова «Баньки-мыленки топились…» можно рассматривать как словесное сопровождение к этой картине:
Баньки мыленки дымились,
Трубки черные курились,
Печки глинянки топились,
Еще каменки калились.
К речке девушки ходили,
Воду ведрами носили,
В кадку воду выливали,
И колоды наполняли,
И каменья нагревали,
Да в колоды опускали.
(А колода о два жила
Чтобы паренью служила).
— То для тёплой отделенье
И в клещах туды каменья
Раскаленные кладут,
Нагревалось чтобы тут
— То холодная вода,
Не кладут камней туда.
О три жила иногда
—То со шелоком когда.
Воду черпают ковшом,
Валовушкой черпаком.
Живописно хороши
Валовушки и ковши.
И стоят с сестрою брат
Кочережка и ухват,
И еще стоит корыто
Сверх холстиною покрыто.
(Это пепельна вода
Щелочена череда).
Еще веничек шелковый,
И зелененький, и новый,
Еще глиняный горшок
Поприставлен на шесток.
И на кутенке — солома,
Как и быть — хозяйка дома.
Дым приятный поднялся, ́
И затычка в саже вся
У окошечка лежит,
И из трубки дым валит.
Из корытов и колод
Воду черпает народ,
Люди париться придут
И окатываться тут.
Картину Ефима Честнякова «Тёплый летний вечер. Топят бани» можно отнести к произведениям, посвященным будничной, повседневной жизни деревни. В ней художник запечатлел субботний день, когда крестьяне топили бани, стирали бельё и, как писал автор, «обыденной чередой» ходили за водой. Благодаря этнографической точности, с которой написана работа, мы можем узнать, что бани топились по-чёрному, дым выходил через дверной проём и волоковое окно. Бельё сушили на вилашках, а воду набирали прямо в ручье. Колорит живописного произведения тёплый, передаёт атмосферу летнего вечера в среднерусской деревне. На этой картине, как и на других работах Честнякова, мы не находим на лицах персонажей отголосков тяжёлого крестьянского труда. Наоборот, пришедшие на ручей крестьянские девочки выражают собой безмятежность и умиротворение. На картине «Тёплый летний вечер. Топят бани» автор хотел показать нам гармоничное сосуществование человека с миром природы.
Стихотворение Честнякова «Баньки-мыленки топились…» можно рассматривать как словесное сопровождение к этой картине:
Баньки мыленки дымились,
Трубки черные курились,
Печки глинянки топились,
Еще каменки калились.
К речке девушки ходили,
Воду ведрами носили,
В кадку воду выливали,
И колоды наполняли,
И каменья нагревали,
Да в колоды опускали.
(А колода о два жила
Чтобы паренью служила).
— То для тёплой отделенье
И в клещах туды каменья
Раскаленные кладут,
Нагревалось чтобы тут
— То холодная вода,
Не кладут камней туда.
О три жила иногда
—То со шелоком когда.
Воду черпают ковшом,
Валовушкой черпаком.
Живописно хороши
Валовушки и ковши.
И стоят с сестрою брат
Кочережка и ухват,
И еще стоит корыто
Сверх холстиною покрыто.
(Это пепельна вода
Щелочена череда).
Еще веничек шелковый,
И зелененький, и новый,
Еще глиняный горшок
Поприставлен на шесток.
И на кутенке — солома,
Как и быть — хозяйка дома.
Дым приятный поднялся, ́
И затычка в саже вся
У окошечка лежит,
И из трубки дым валит.
Из корытов и колод
Воду черпает народ,
Люди париться придут
И окатываться тут.