Свадьба является одним из главных событий в жизни крестьянской семьи, к которому готовились задолго до его свершения. В творчестве Ефима Васильевича Честнякова теме крестьянской свадьбы посвящен целый ряд художественных и литературных произведений. Одно из них — живописное полотно «Ведение невесты из бани». Свадьбы в кологривских деревнях проводились с середины октября (праздник Покров) и до середины зимы. Самой свадьбе предшествовало несколько традиционных этапов.
Сначала были «сговоры» или «просватки», на которых должен был состояться обряд «рукобития», когда отцы будущих жениха и невесты «бьют по рукам», то есть семьи получают обоюдное согласие о дате свадьбы и приданом. Потом проходят смотрины: родители невесты едут к семье жениха смотреть дом, где будет жить их дочь. Перед самой свадьбой у невесты проходит «девишник», где основное действо было связано с выносом «дивьей красоты» (её олицетворяла ёлочка, наряженная ленточками) — это прощание с девичьей красой. А уже после «девишника», вечером, и проходил «обряд омовения невесты в бане». Сама свадьба происходила на следующий день и длилась два-три дня. От сговоров до свадьбы могло пройти как недели две, так и несколько месяцев.
Фольклорный сюжет омовения невесты перед свадьбой — древний языческий обряд, наполненный мистикой. Его устраивали вечером накануне венчания. Все действо сопровождалось «оплакиванием» невесты, как «умирающей», ведь ей предстояло «умереть» девой в своем роду и возродиться женой в мужнином. Поэтому образ невесты в живописном произведении Честнякова таинственный и даже пугающий, ведь в этом промежуточном состоянии ее приравнивали к духу, опасались и даже побаивалась. На картине художник показал момент, когда невеста уже выходит из бани, голова ее закрыта плотным темным покрывалом — это символ защиты, так как кологривские крестьяне верили, что она может ненароком сглазить. Вокруг невесты целая процессия — всего 34 персонажа.
Группа равномерно распределена по горизонтальной оси картины и состоит из двух полукружий, на стыке которых, в композиционном центре и находится главная героиня. Все пространство перед ней свободно и открыто. Толпа в основном состоит из молодых парней и девушек, одетых по-зимнему: в тулупы, теплые платки и шапки, на ногах онучи и лапти. Все фигуры показаны стоящими, кроме двух девушек справа и слева от центра — они изображены в полуприсяд. Это две подружки невесты, которые вениками словно бы метут, «расчищают дорожку» перед невестой. Но на самом деле, если обратиться к литературному тексту, описывающему обряд, то становится понятно, что они не метут, а втыкают прутики в снег — это было нужно для того, чтобы из ветвей веника вырос лес и сквозь него жених не мог бы добраться к невесте. Невеста все это время должна причитать и плакать — прощаться с девичеством.
Сначала были «сговоры» или «просватки», на которых должен был состояться обряд «рукобития», когда отцы будущих жениха и невесты «бьют по рукам», то есть семьи получают обоюдное согласие о дате свадьбы и приданом. Потом проходят смотрины: родители невесты едут к семье жениха смотреть дом, где будет жить их дочь. Перед самой свадьбой у невесты проходит «девишник», где основное действо было связано с выносом «дивьей красоты» (её олицетворяла ёлочка, наряженная ленточками) — это прощание с девичьей красой. А уже после «девишника», вечером, и проходил «обряд омовения невесты в бане». Сама свадьба происходила на следующий день и длилась два-три дня. От сговоров до свадьбы могло пройти как недели две, так и несколько месяцев.
Фольклорный сюжет омовения невесты перед свадьбой — древний языческий обряд, наполненный мистикой. Его устраивали вечером накануне венчания. Все действо сопровождалось «оплакиванием» невесты, как «умирающей», ведь ей предстояло «умереть» девой в своем роду и возродиться женой в мужнином. Поэтому образ невесты в живописном произведении Честнякова таинственный и даже пугающий, ведь в этом промежуточном состоянии ее приравнивали к духу, опасались и даже побаивалась. На картине художник показал момент, когда невеста уже выходит из бани, голова ее закрыта плотным темным покрывалом — это символ защиты, так как кологривские крестьяне верили, что она может ненароком сглазить. Вокруг невесты целая процессия — всего 34 персонажа.
Группа равномерно распределена по горизонтальной оси картины и состоит из двух полукружий, на стыке которых, в композиционном центре и находится главная героиня. Все пространство перед ней свободно и открыто. Толпа в основном состоит из молодых парней и девушек, одетых по-зимнему: в тулупы, теплые платки и шапки, на ногах онучи и лапти. Все фигуры показаны стоящими, кроме двух девушек справа и слева от центра — они изображены в полуприсяд. Это две подружки невесты, которые вениками словно бы метут, «расчищают дорожку» перед невестой. Но на самом деле, если обратиться к литературному тексту, описывающему обряд, то становится понятно, что они не метут, а втыкают прутики в снег — это было нужно для того, чтобы из ветвей веника вырос лес и сквозь него жених не мог бы добраться к невесте. Невеста все это время должна причитать и плакать — прощаться с девичеством.