Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «А у него же Русь в корни...»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Ведение невесты из бани

Время создания
первая четверть XX века
Место создания
Россия, Костромская область, Кологривский район, деревня Шаблово
Размер
112x203 см
Техника
холст, масло
2
Открыть в приложении
#4
Честняков Е.В.
Ведение невесты из бани
#3
Свадьба является одним из главных событий в жизни крестьянской семьи, к которому готовились задолго до его свершения. В творчестве Ефима Васильевича Честнякова теме крестьянской свадьбы посвящен целый ряд художественных и литературных произведений. Одно из них — живописное полотно «Ведение невесты из бани». Свадьбы в кологривских деревнях проводились с середины октября (праздник Покров) и до середины зимы. Самой свадьбе предшествовало несколько традиционных этапов.

Сначала были «сговоры» или «просватки», на которых должен был состояться обряд «рукобития», когда отцы будущих жениха и невесты «бьют по рукам», то есть семьи получают обоюдное согласие о дате свадьбы и приданом. Потом проходят смотрины: родители невесты едут к семье жениха смотреть дом, где будет жить их дочь. Перед самой свадьбой у невесты проходит «девишник», где основное действо было связано с выносом «дивьей красоты» (её олицетворяла ёлочка, наряженная ленточками) — это прощание с девичьей красой. А уже после «девишника», вечером, и проходил «обряд омовения невесты в бане». Сама свадьба происходила на следующий день и длилась два-три дня. От сговоров до свадьбы могло пройти как недели две, так и несколько месяцев.

Фольклорный сюжет омовения невесты перед свадьбой — древний языческий обряд, наполненный мистикой. Его устраивали вечером накануне венчания. Все действо сопровождалось «оплакиванием» невесты, как «умирающей», ведь ей предстояло «умереть» девой в своем роду и возродиться женой в мужнином. Поэтому образ невесты в живописном произведении Честнякова таинственный и даже пугающий, ведь в этом промежуточном состоянии ее приравнивали к духу, опасались и даже побаивалась. На картине художник показал момент, когда невеста уже выходит из бани, голова ее закрыта плотным темным покрывалом — это символ защиты, так как кологривские крестьяне верили, что она может ненароком сглазить. Вокруг невесты целая процессия — всего 34 персонажа.

Группа равномерно распределена по горизонтальной оси картины и состоит из двух полукружий, на стыке которых, в композиционном центре и находится главная героиня. Все пространство перед ней свободно и открыто. Толпа в основном состоит из молодых парней и девушек, одетых по-зимнему: в тулупы, теплые платки и шапки, на ногах онучи и лапти. Все фигуры показаны стоящими, кроме двух девушек справа и слева от центра — они изображены в полуприсяд. Это две подружки невесты, которые вениками словно бы метут, «расчищают дорожку» перед невестой. Но на самом деле, если обратиться к литературному тексту, описывающему обряд, то становится понятно, что они не метут, а втыкают прутики в снег — это было нужно для того, чтобы из ветвей веника вырос лес и сквозь него жених не мог бы добраться к невесте. Невеста все это время должна причитать и плакать — прощаться с девичеством.
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Ведение невесты из бани

Время создания
первая четверть XX века
Место создания
Россия, Костромская область, Кологривский район, деревня Шаблово
Размер
112x203 см
Техника
холст, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Честняков Е.В. Коллекция работ

Группа детей с гармошками и свистульками
Группа детей с гармошками и свистульками
Костромской музей-заповедник
Женщины с детьми
Женщины с детьми
Костромской музей-заповедник
Тетеревиный король
Тетеревиный король
Костромской музей-заповедник
Театральный костюм. Розовая кофта
Театральный костюм. Розовая кофта
Костромской музей-заповедник
Детские забавы
Детские забавы
Костромской музей-заповедник
Белошвейка
Белошвейка
Костромской музей-заповедник
Крестьянские дети
Крестьянские дети
Костромской музей-заповедник
Девочка в шляпе
Девочка в шляпе
Костромской музей-заповедник
Гости
Гости
Костромской музей-заповедник
Большая пряха
Большая пряха
Костромской музей-заповедник
Город Всеобщего Благоденствия
Город Всеобщего Благоденствия
Костромской музей-заповедник
Дед плетет лапти
Дед плетет лапти
Костромской музей-заповедник
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Костромской музей-заповедник
Тетерев
Тетерев
Костромской музей-заповедник
Иллюстрация к роману «Марко Бесчастный»
Иллюстрация к роману «Марко Бесчастный»
Костромской музей-заповедник
Ромео и Джульетта
Ромео и Джульетта
Костромской музей-заповедник
Вход в город Всеобщего Благоденствия
Вход в город Всеобщего Благоденствия
Костромской музей-заповедник
Славят
Славят
Костромской музей-заповедник
Бабушка с внучкой
Бабушка с внучкой
Костромской музей-заповедник
Девочка, держащая лукошко с грибами
Девочка, держащая лукошко с грибами
Костромской музей-заповедник
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%