Главными героями живописных произведений Ефима Честнякова являются в основном женщины и дети, иногда старики. Это не случайно. Расцвет творчества Честнякова совпал с годами тяжелейших испытаний для России, Первая мировая война, а затем Гражданская. Женщины по своей природе несли ответственность за рождение и воспитание детей, а в отсутствии мужчин на них ложилась вся тяжесть ведения хозяйства, то есть выживания. Дети — чистые и светлые создания, еще не познавшие греховности реальной жизни, с наивной доверчивостью смотрят на мир. Это зритель может ощутить в картине «Женщины с детьми».
Художественные традиции древнерусского искусства, воспринятые Ефимом Честняковым, пока не привлекли внимание исследователей. Вместе с тем, при изучении его картин обращают на себя внимание живописные и композиционные приемы, свойственные русской иконе и фреске. Не случайно кологривские крестьяне помещали картины и рисунки Ефима Честнякова рядом с иконами в красном углу. Икона была неотъемлемой частью духовного мира крестьянина, принадлежностью русской избы. Образ Богоматери был близок русской душе, понятен и доступен даже неграмотным крестьянам. Вероятно, это и повлияло на особенность художественной системы Ефима Честнякова. Через живописные основы русской иконописи он пришел к упрощению формы, к решению обобщенного образа в своих картинах. Отсюда и свойственный его произведениям выразительный лаконизм и сдержанность.
Художественная структура полотна картины «Женщины с детьми» напоминает христианскую фреску. Русские крестьянские женщины и дети, изображенные фронтально в полный рост, не стоят твердо на земле, как реальные люди, а скорее, предстоят, как святые, на фресках в храме. Сравнивая очертания этих женских образов с иконографической схемой Богоматери «Одигитрия», в некоторых аспектах находишь стилистическое заимствование. Как и в иконе, женские фигуры в картине Честнякова изображены фронтально, иногда с небольшим наклоном головы. В этой трогательной композиции русская женщина словно предстает перед нами, являя миру свое дитя. На лицах женщин и детей нет напряжения, взгляды не затуманены страстями, это просветлённый взгляд из глубины уже другого мира. Одухотворенного крестьянского мира, ушедшего теперь в вечность. Живя в задавленной тяжелым трудом, полуграмотной, не во всем понимающей его крестьянской среде, Ефим Честняков видел духовное начало в лицах своих односельчан, поэтому и созданные им художественные образы просветлены, иконографичны. Так возвысить русское крестьянство, почти до уровня святости, не смог ни один русский художник.
Художественные традиции древнерусского искусства, воспринятые Ефимом Честняковым, пока не привлекли внимание исследователей. Вместе с тем, при изучении его картин обращают на себя внимание живописные и композиционные приемы, свойственные русской иконе и фреске. Не случайно кологривские крестьяне помещали картины и рисунки Ефима Честнякова рядом с иконами в красном углу. Икона была неотъемлемой частью духовного мира крестьянина, принадлежностью русской избы. Образ Богоматери был близок русской душе, понятен и доступен даже неграмотным крестьянам. Вероятно, это и повлияло на особенность художественной системы Ефима Честнякова. Через живописные основы русской иконописи он пришел к упрощению формы, к решению обобщенного образа в своих картинах. Отсюда и свойственный его произведениям выразительный лаконизм и сдержанность.
Художественная структура полотна картины «Женщины с детьми» напоминает христианскую фреску. Русские крестьянские женщины и дети, изображенные фронтально в полный рост, не стоят твердо на земле, как реальные люди, а скорее, предстоят, как святые, на фресках в храме. Сравнивая очертания этих женских образов с иконографической схемой Богоматери «Одигитрия», в некоторых аспектах находишь стилистическое заимствование. Как и в иконе, женские фигуры в картине Честнякова изображены фронтально, иногда с небольшим наклоном головы. В этой трогательной композиции русская женщина словно предстает перед нами, являя миру свое дитя. На лицах женщин и детей нет напряжения, взгляды не затуманены страстями, это просветлённый взгляд из глубины уже другого мира. Одухотворенного крестьянского мира, ушедшего теперь в вечность. Живя в задавленной тяжелым трудом, полуграмотной, не во всем понимающей его крестьянской среде, Ефим Честняков видел духовное начало в лицах своих односельчан, поэтому и созданные им художественные образы просветлены, иконографичны. Так возвысить русское крестьянство, почти до уровня святости, не смог ни один русский художник.