Поздней осенью 1899 года Александр Борисов после продолжительного арктического путешествия вернулся в Петербург. Академия охотно откликнулась на его просьбу о предоставлении мастерской — предстояла работа над большими полотнами. Однако прежде всего художник занялся доработкой наиболее законченных этюдов, привезенных с Новой Земли.
«Лунная ночь. Медведь на охоте» — один из них. Холодный свет луны придает фантастические цветовые оттенки всему — и небу, и глыбам льда, и снегу. Общая тональность полотна очень характерна для кисти Александра Борисова, а любовь к изображению снега при солнечном или лунном освещении типична для творчества художника в целом. Эта картина является едва ли не самой тонкой по настроению работой Александра Борисова. Ровный холодный свет луны рассеивает мглу, придавая ночному небу пепельно-голубой оттенок. Призрачно мерцают, растворяясь вдали, ледяные скалы; голубыми искрами поблескивает снег. На нем ясно отпечатались следы крупного зверя. На переднем плане сам хозяин полярных просторов — большой белый медведь. Он голоден и вышел на охоту. Шея его сильно вытянута вперед, ноздри жадно втягивают морозный воздух.
Этюд выдержан в изысканной жемчужно-голубой гамме, которая многократно варьируется в работах Александра Борисова. Цветовыми акцентами являются лишь ярко-синий силуэт медведя и его резкая тень. Колористические и композиционные достоинства в этом этюде дополняются любовным отношением художника к изображаемому.
С точки зрения зрителя здесь интересна позиция автора картины. Этот этюд — взгляд не зоолога, пристально изучающего животного, не промышленника, интересующегося медведем ради его дорогостоящей шкуры, не трусливого путешественника, видящего в огромном звере лишь хищника, вышедшего на охоту. Это взгляд художника, который подолгу наблюдал за полярными птицами и животными и великолепно изучил их повадки, привычки и движения. Именно поэтому ему удавалось документально точно и одновременно с трогательной любовью изображать животный мир Арктики.
«Лунная ночь. Медведь на охоте» — один из них. Холодный свет луны придает фантастические цветовые оттенки всему — и небу, и глыбам льда, и снегу. Общая тональность полотна очень характерна для кисти Александра Борисова, а любовь к изображению снега при солнечном или лунном освещении типична для творчества художника в целом. Эта картина является едва ли не самой тонкой по настроению работой Александра Борисова. Ровный холодный свет луны рассеивает мглу, придавая ночному небу пепельно-голубой оттенок. Призрачно мерцают, растворяясь вдали, ледяные скалы; голубыми искрами поблескивает снег. На нем ясно отпечатались следы крупного зверя. На переднем плане сам хозяин полярных просторов — большой белый медведь. Он голоден и вышел на охоту. Шея его сильно вытянута вперед, ноздри жадно втягивают морозный воздух.
Этюд выдержан в изысканной жемчужно-голубой гамме, которая многократно варьируется в работах Александра Борисова. Цветовыми акцентами являются лишь ярко-синий силуэт медведя и его резкая тень. Колористические и композиционные достоинства в этом этюде дополняются любовным отношением художника к изображаемому.
С точки зрения зрителя здесь интересна позиция автора картины. Этот этюд — взгляд не зоолога, пристально изучающего животного, не промышленника, интересующегося медведем ради его дорогостоящей шкуры, не трусливого путешественника, видящего в огромном звере лишь хищника, вышедшего на охоту. Это взгляд художника, который подолгу наблюдал за полярными птицами и животными и великолепно изучил их повадки, привычки и движения. Именно поэтому ему удавалось документально точно и одновременно с трогательной любовью изображать животный мир Арктики.