Жемчужиной известного усадебного комплекса «Спасское-Лутовиново» — родового гнезда Ивана Сергеевича Тургенева — является Спасо-Преображенская церковь. По данным современника и биографа знаменитого писателя, Ивана Филипповича Рынды, «в прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе проживало двенадцать богатых помещиков, никто из них не позаботился о храме. Только И.И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».
Храм возводился в комплексе с усадьбой и вместе с прочими строениями составлял архитектурный ансамбль. Опытной мастер, руководивший созданием церкви, сумел грамотно выстроить композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. Изнутри церковь могла похвастаться богатым иконостасом, мраморным привезенным из Италии распятием и древним рукописным Евангелием. Храм был освящен в июне 1809 года, а в январе 1816-го там венчались отец и мать Тургенева. И сам он там любил бывать: слушать певчих, беседовать со священниками.
Сложной была судьба этой церкви в богоборческом ХХ веке — но после долгой реставрации она вновь украшает въезд в усадьбу. На полотне «Спасо-Преображенская церковь» художник оставляет много свободного пространства на первом плане. Архитектура храма предстает взору через паутинку ветвей деревьев, на самой церкви видна игра теней от них. Благодаря этому в картине появляются воздух и простор.
Такое композиционное решение — где силуэт здания представлен через кроны и извилистые ветви и стволы деревьев — часто встречается в пейзажной живописи Курнакова. К такому приему живописец часто прибегает, создавая намек на таинственность, лишая взгляд и смысл прямолинейности.
Летний солнечный день. На переднем плане — большая лужа после вчерашнего дождя, в которой отражается голубое высокое небо с легкими облачками. Низко по земле стелющаяся под ветром трава и легкими штрихами обозначенные тени от невидимых нам деревьев — еще один любимый, хорошо отработанный прием художника.
Эта картина входит в серию «Памятники Отечества».
Храм возводился в комплексе с усадьбой и вместе с прочими строениями составлял архитектурный ансамбль. Опытной мастер, руководивший созданием церкви, сумел грамотно выстроить композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. Изнутри церковь могла похвастаться богатым иконостасом, мраморным привезенным из Италии распятием и древним рукописным Евангелием. Храм был освящен в июне 1809 года, а в январе 1816-го там венчались отец и мать Тургенева. И сам он там любил бывать: слушать певчих, беседовать со священниками.
Сложной была судьба этой церкви в богоборческом ХХ веке — но после долгой реставрации она вновь украшает въезд в усадьбу. На полотне «Спасо-Преображенская церковь» художник оставляет много свободного пространства на первом плане. Архитектура храма предстает взору через паутинку ветвей деревьев, на самой церкви видна игра теней от них. Благодаря этому в картине появляются воздух и простор.
Такое композиционное решение — где силуэт здания представлен через кроны и извилистые ветви и стволы деревьев — часто встречается в пейзажной живописи Курнакова. К такому приему живописец часто прибегает, создавая намек на таинственность, лишая взгляд и смысл прямолинейности.
Летний солнечный день. На переднем плане — большая лужа после вчерашнего дождя, в которой отражается голубое высокое небо с легкими облачками. Низко по земле стелющаяся под ветром трава и легкими штрихами обозначенные тени от невидимых нам деревьев — еще один любимый, хорошо отработанный прием художника.
Эта картина входит в серию «Памятники Отечества».