С большой любовью и благодарностью Андрей Ильич Курнаков запечатлел на своих живописных портретах облик дорогих его сердцу преподавателей Орловского художественного училища. В их числе — Константин Сергеевич Андросов.
Замысел этого произведения определился во время одного из собраний художников, когда был выполнен небольшой набросок, зафиксировавший своеобразную позу одного из старейших орловских художников, с которым Андрей Ильич был связан дружбой на протяжении многих лет. В своих портретах художник часто изображал модели сидящими. Он предоставлял им возможность свободно и удобно расположиться в кресле или на стуле, выявляя особенности их индивидуальной позы.
Константина Сергеевича Андросова отличала несколько согбенная манера сидеть с чуть опущенной, втянутой в плечи головой. Словно согревая больные легкие, он прижимал к себе опущенные вниз и согнутые в локтях руки, кисти которых были направлены в противоположные стороны.
Еще один маленький этюд 1974 года, выполненный в бело-синей цветовой гамме черной тушью и гуашью, находится в экспозиции Мемориальной мастерской Андрея Ильича Курнакова. Он расчерчен масштабной сеткой, свидетельствующей о готовящемся переносе изображения на холст большего формата.
Первый прижизненный живописный, темперный подписной портрет Константина Сергеевича Андросова, также датированный 1974 годом, находится в Художественно-мемориальном музее И.Е. Репина в городе Чугуеве Харьковской области. Как и на этюде 1974 года, Константин Сергеевич изображен в белой рубашке, жилете и брюках, задумчиво сидящим в любимой позе на деревянном табурете. Более чем десятилетие спустя, когда учителя уже не было в живых, в 1978 году, Андрей Ильич выполнил еще два портрета темперой, один из которых представлен в залах Картинной галереи в Орле.
Каждый из трех живописных вариантов портрета имеет свои композиционные, колористические особенности и другие различия трактовки образа. На орловском портрете Константин Сергеевич Андросов показан более молодым и физически крепким, нежели в работе из музея в Чугуеве. Манера письма здесь более стилизованная и выразительно-декоративная в цветовом отношении. Поверх белоснежной, накрахмаленной и отутюженной рубашки надет излюбленный Андросовым утепленный жилет, коричневый спереди, с васильковыми отливами на спине. Пряди поредевших прямых волос приглушенно-пшеничные. На лице модели то переходное выражение, которое, кажется, сменится сейчас легкой улыбкой. Учитель приподнимет голову и что-то скажет. Может быть, это будет веселая шутка или нужное кому-то доброе, ободряющее слово, как это было свойственно ему — скромному, добросовестному, трудолюбивому, вежливому и во всех отношениях порядочному человеку «старого воспитания».
Замысел этого произведения определился во время одного из собраний художников, когда был выполнен небольшой набросок, зафиксировавший своеобразную позу одного из старейших орловских художников, с которым Андрей Ильич был связан дружбой на протяжении многих лет. В своих портретах художник часто изображал модели сидящими. Он предоставлял им возможность свободно и удобно расположиться в кресле или на стуле, выявляя особенности их индивидуальной позы.
Константина Сергеевича Андросова отличала несколько согбенная манера сидеть с чуть опущенной, втянутой в плечи головой. Словно согревая больные легкие, он прижимал к себе опущенные вниз и согнутые в локтях руки, кисти которых были направлены в противоположные стороны.
Еще один маленький этюд 1974 года, выполненный в бело-синей цветовой гамме черной тушью и гуашью, находится в экспозиции Мемориальной мастерской Андрея Ильича Курнакова. Он расчерчен масштабной сеткой, свидетельствующей о готовящемся переносе изображения на холст большего формата.
Первый прижизненный живописный, темперный подписной портрет Константина Сергеевича Андросова, также датированный 1974 годом, находится в Художественно-мемориальном музее И.Е. Репина в городе Чугуеве Харьковской области. Как и на этюде 1974 года, Константин Сергеевич изображен в белой рубашке, жилете и брюках, задумчиво сидящим в любимой позе на деревянном табурете. Более чем десятилетие спустя, когда учителя уже не было в живых, в 1978 году, Андрей Ильич выполнил еще два портрета темперой, один из которых представлен в залах Картинной галереи в Орле.
Каждый из трех живописных вариантов портрета имеет свои композиционные, колористические особенности и другие различия трактовки образа. На орловском портрете Константин Сергеевич Андросов показан более молодым и физически крепким, нежели в работе из музея в Чугуеве. Манера письма здесь более стилизованная и выразительно-декоративная в цветовом отношении. Поверх белоснежной, накрахмаленной и отутюженной рубашки надет излюбленный Андросовым утепленный жилет, коричневый спереди, с васильковыми отливами на спине. Пряди поредевших прямых волос приглушенно-пшеничные. На лице модели то переходное выражение, которое, кажется, сменится сейчас легкой улыбкой. Учитель приподнимет голову и что-то скажет. Может быть, это будет веселая шутка или нужное кому-то доброе, ободряющее слово, как это было свойственно ему — скромному, добросовестному, трудолюбивому, вежливому и во всех отношениях порядочному человеку «старого воспитания».