Река с удивительным названием Цон берет свое начало в Брянской области, но идет там всего один-два километра. Остальные 70 приходятся на Орловскую область, где родился, жил и творил художник Андрей Ильич Курнаков. Её берега — то густо поросшие хвойным или лиственным лесом, то открытые всем ветрам луга и поля — весьма живописны и разнообразны.
Ученые не пришли к единому мнению, откуда взялся такой необычный топоним. Есть разные версии. Например, что название произошло от притяжательного «Оцна» — «принадлежащая Оке». Или что имя было славянское, единое для многих рек — «Десна», только «де» пропала, а «сна» превратилась в «сон», а потом и «цон».
Работы Курнакова поэтичны. Он не единожды писал свои картины на Цне: в разное время суток, при различной погоде — но всегда они были пронзительно прекрасными, проникновенными и родными.
Творчество художника богато серией сумеречных пейзажей. К мотиву вечера Курнаков прибегает уже в зрелые годы, начиная с середины 90-х. Образы, созданные в картине «Тишина. Река Цон» носят возвышенно-таинственный характер, в них присутствует нечто трогательное и музыкальное. Похожий мотив изображал в свое время великий русский художник, поэт природы И.И. Левитан. Особенно здесь вспоминается его полотно «Тишина» 1898 года (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которое схоже не только по названию картины, но и по композиционному и колористическому решению, настроению в целом.
Солнце почти погасло, лишь самый краешек вечернего неба и верхушки деревьев на заднем плане еще розовеют. Создается ощущение тишины и покоя. Изображенная вода прозрачна, хрустальна и глубока. В ее темном зеркале отражаются заснувшие деревья, полоска еще освещенного солнцем голубоватого неба где-то за горизонтом. В сумеречном освещении в пейзаже сближены тоновые контрасты, но художник сумел показать и отдельные стволы, и кроны деревьев, и сложный рельеф затененного правого берега. Только лишь левый нижний угол — освещенные мостки — и сама луна, дающая этот свет, служат акцентом во всей композиции.
Ученые не пришли к единому мнению, откуда взялся такой необычный топоним. Есть разные версии. Например, что название произошло от притяжательного «Оцна» — «принадлежащая Оке». Или что имя было славянское, единое для многих рек — «Десна», только «де» пропала, а «сна» превратилась в «сон», а потом и «цон».
Работы Курнакова поэтичны. Он не единожды писал свои картины на Цне: в разное время суток, при различной погоде — но всегда они были пронзительно прекрасными, проникновенными и родными.
Творчество художника богато серией сумеречных пейзажей. К мотиву вечера Курнаков прибегает уже в зрелые годы, начиная с середины 90-х. Образы, созданные в картине «Тишина. Река Цон» носят возвышенно-таинственный характер, в них присутствует нечто трогательное и музыкальное. Похожий мотив изображал в свое время великий русский художник, поэт природы И.И. Левитан. Особенно здесь вспоминается его полотно «Тишина» 1898 года (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которое схоже не только по названию картины, но и по композиционному и колористическому решению, настроению в целом.
Солнце почти погасло, лишь самый краешек вечернего неба и верхушки деревьев на заднем плане еще розовеют. Создается ощущение тишины и покоя. Изображенная вода прозрачна, хрустальна и глубока. В ее темном зеркале отражаются заснувшие деревья, полоска еще освещенного солнцем голубоватого неба где-то за горизонтом. В сумеречном освещении в пейзаже сближены тоновые контрасты, но художник сумел показать и отдельные стволы, и кроны деревьев, и сложный рельеф затененного правого берега. Только лишь левый нижний угол — освещенные мостки — и сама луна, дающая этот свет, служат акцентом во всей композиции.