Небольшой по размеру живописный портрет отличается от других произведений Ефима Честнякова этюдной манерой исполнения. Художник широко и свободно пишет загорелое лицо, обрамленное черным платком, такой легкости мог бы позавидовать современный живописец. Четко очерчены старческие складки у губ, глубокие морщины на лбу свидетельствуют о сложной, нелегкой жизни. Отблески света подчеркивают объемы. С удивительной точностью передано душевное состояние старой женщины. Открытый, распахнутый взгляд серых глаз, говорит о внутренней безмятежности и спокойствии, нет ни страстей, ни эмоций. Такой взгляд бывает у умудренных жизнью, одухотворенных людей. Несмотря на то, что в портрете преобладает темные тона, образ очень светлый, вернее просветленный. Темное с белыми штрихами платье четко выделяются на светлом фоне. Чувствуется, что портрет бабки Василисы написан с большой любовью, это женщина дорога автору. Художник, явно, писал портрет с натуры. При всей индивидуальности образа, Ефим Честняков запечатлел характерные черты внешности, свойственные женскому типу его земляков. Главное, он сумел передать обобщающий образ русской крестьянки мужественной и смиренной.
Образ старой женщины, мудрой и доброй, старухи — как говорили в народе, часто встречается в литературных произведениях Честнякова. Этот образ он нашел в своей семье, память о бабушке и матери пронес через всю жизнь. В письме к Илье Репину художник пишет: «В самом раннем детстве сильнейшее влияние на меня имела бабушка. Она много рассказывала сказок про старину, которую любила и хорошо умела передавать. Дедушка был мастером рассказывать про свои приключения: как два раза пешком ходил в Питер (за 1000 верст) — депутатом от мужиков, хлопотать перед барином. Как отбегался от солдатства и прочее. Он рассказывал и сказки — не забуду, как чудесно рассказывал. От матери слушал сказки и заунывные мотивы. Отец перед праздниками вслух читал Евангелие. Поэзия бабушки баюкала, матери — хватала за сердце, дедушки — возносила дух, отца — умиротворяла». Красота и душевная чистота образа бабки Василисы воспринимается как живописный памятник русской крестьянской женщине.
Образ старой женщины, мудрой и доброй, старухи — как говорили в народе, часто встречается в литературных произведениях Честнякова. Этот образ он нашел в своей семье, память о бабушке и матери пронес через всю жизнь. В письме к Илье Репину художник пишет: «В самом раннем детстве сильнейшее влияние на меня имела бабушка. Она много рассказывала сказок про старину, которую любила и хорошо умела передавать. Дедушка был мастером рассказывать про свои приключения: как два раза пешком ходил в Питер (за 1000 верст) — депутатом от мужиков, хлопотать перед барином. Как отбегался от солдатства и прочее. Он рассказывал и сказки — не забуду, как чудесно рассказывал. От матери слушал сказки и заунывные мотивы. Отец перед праздниками вслух читал Евангелие. Поэзия бабушки баюкала, матери — хватала за сердце, дедушки — возносила дух, отца — умиротворяла». Красота и душевная чистота образа бабки Василисы воспринимается как живописный памятник русской крестьянской женщине.