Сразу по возвращении из Петербурга Ефиму Честнякову пришлось заняться разделом родительского имущества, так как семья сестры Татьяны решила жить самостоятельно. Отец отписывал Ефиму большую часть избы и земли, но основной наследник и свою долю дома, и половину пашни уступил сестре, а сам взялся строить для себя жильё, приспособленное для занятий искусствами. Не имея достаточных средств, не располагая подходящими материалами, он по своему проекту строил такое помещение, которое долгое время оставалось предметом удивления и недоуменных расспросов земляков. Вышло у Честнякова нечто среднее между избой и овином (хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой). Окна в этом строении, от которого до нас дошли лишь воспоминания и фотография, были расположены совсем не так, как в крестьянских домах.
Художник в большей степени заботился не о внешнем виде жилья, а о том, чтобы помещение было хорошо освещено, чтобы в нём можно было без помех работать. Плотничая топором и с другими, и один, Ефим построил жильё-студию. Из воспоминаний Нины Андреевны Румянцевой, постоянной участницы его представлений, с восьми лет общавшейся с Ефимом Васильевичем: «В доме художника, построенного из двух овинов, для нас было много любопытного, притягательного. Приходя к нему, по наскоро сколоченной лесенке взбирались мы на второй этаж. Тут же он усаживал нас на скамейки и заводил патефон с металлическими пластинками, учил нас играть на гуслях, разных колокольчиках, свистульках, глиняных дудках. Затем, как мы его упросим, открывал занавес своего глиняного театра, где были рассажены разные самодельные куклы, глиняные человечки, стояли домики, хлебные скирды, а говорил он за всех сам. Наиграемся у него, он проводит нас вниз в своё жилище, где показывал свои картинки, читал свои сказки. От Ефима Васильевича мы уходили всегда довольные, много узнавшие.»
Ефим Васильевич мечтал и стремился осуществить всеобщее образование в родной деревне. С 1 декабря 1920 года при содействии большевика Федора Чумбарова в доме-шалашке Ефим Васильев Честняков открыл детский сад: «Искусство исключает зависть к дворцам, палатам. Оно и в шалашке строит обители грёз, в них и живёт». Честняков считал, что организованный им сад есть начало универсальной коллегии шабловского образования всех возрастов. В программе указаны основные занятия детей: чтение книг, пересказ прочитанного, рисование карандашом. В 1925 году детский сад в Шаблово, которым руководил Ефим Васильевич, закрывают. Дом-шалашка ветшает, как сообщает Ефим Васильевич Честняков в письме к Корнею Ивановичу Чуковскому: «Хижину себе строил из совсем ветхого хлама. Вы может, спросите, возможно ли какое искусство в морозной шалашке? Без тёплого ателье. Без намёка на покой…» Ефим Честняков переходит жить в родительский дом. 26 июня 2004 года на месте построенного Ефимом Васильевичем дома-овина был возведен и торжественно открыт дом-музей Ефима Честнякова.
Художник в большей степени заботился не о внешнем виде жилья, а о том, чтобы помещение было хорошо освещено, чтобы в нём можно было без помех работать. Плотничая топором и с другими, и один, Ефим построил жильё-студию. Из воспоминаний Нины Андреевны Румянцевой, постоянной участницы его представлений, с восьми лет общавшейся с Ефимом Васильевичем: «В доме художника, построенного из двух овинов, для нас было много любопытного, притягательного. Приходя к нему, по наскоро сколоченной лесенке взбирались мы на второй этаж. Тут же он усаживал нас на скамейки и заводил патефон с металлическими пластинками, учил нас играть на гуслях, разных колокольчиках, свистульках, глиняных дудках. Затем, как мы его упросим, открывал занавес своего глиняного театра, где были рассажены разные самодельные куклы, глиняные человечки, стояли домики, хлебные скирды, а говорил он за всех сам. Наиграемся у него, он проводит нас вниз в своё жилище, где показывал свои картинки, читал свои сказки. От Ефима Васильевича мы уходили всегда довольные, много узнавшие.»
Ефим Васильевич мечтал и стремился осуществить всеобщее образование в родной деревне. С 1 декабря 1920 года при содействии большевика Федора Чумбарова в доме-шалашке Ефим Васильев Честняков открыл детский сад: «Искусство исключает зависть к дворцам, палатам. Оно и в шалашке строит обители грёз, в них и живёт». Честняков считал, что организованный им сад есть начало универсальной коллегии шабловского образования всех возрастов. В программе указаны основные занятия детей: чтение книг, пересказ прочитанного, рисование карандашом. В 1925 году детский сад в Шаблово, которым руководил Ефим Васильевич, закрывают. Дом-шалашка ветшает, как сообщает Ефим Васильевич Честняков в письме к Корнею Ивановичу Чуковскому: «Хижину себе строил из совсем ветхого хлама. Вы может, спросите, возможно ли какое искусство в морозной шалашке? Без тёплого ателье. Без намёка на покой…» Ефим Честняков переходит жить в родительский дом. 26 июня 2004 года на месте построенного Ефимом Васильевичем дома-овина был возведен и торжественно открыт дом-музей Ефима Честнякова.