В картине «Праздничное шествие с песней (Коляда)» нашла выражение основная суть художественного мировоззрения Ефима Честнякова. В ней изображен старинный обряд славянской мифологии — коляда, которой посвящены песни рождественские и песни, связанные с весенним циклом плодородия, — колядки, исполнявшиеся молодёжью, ходившей по дворам. В песнях содержались пожелания благополучия дому, где хозяин был щедрым. Скупым и нерадивым наоборот предрекалось разорение.
Композиционно картину можно разделить на три части. Слева на картине изображена часть большой деревенской избы, из окна которой выглядывает крестьянская семья, справа — часть трёхъярусного белокаменного терема. В центре полотна вливается толпа крестьян — стариков, женщин, мужиков и детей. Положенный в основу содержания картины текст колядки полностью написан художником в левом верхнем углу. Это помогает раскрыть смысл произведения, понять некоторые его образы. В верхнем ярусе терема у окон сидят хозяин, хозяйка и их дети. В тексте читаем:
Во первом-то терему
Это месяц ясный
—Сидит сам господин
—Дорофей Федотович.
Во втором-то терему
Это солнце ясное
Сидит сама госпожа
—Одария Трифоновна.
А в третьем-то терему
—Как цветочки во саду,
Малы деточки,
Ясны звездочки.
Мы видим, что над Дорофеем сияет ясный месяц, над Одарьей — солнце, над головами детей — звездочки.
Ниже, во втором ярусе терема, автор изобразил сцены из жизни семьи Дорофея Федотыча: уборка зерна, выпас скотины, праздники. А в нижнем ярусе, в подклете, домашний скот и обязательные обитатели крестьянской избы — домашние духи — Лизун, Кикимора и Суседушко-домоведушко. Каждый из них выполняет определенную важную роль в крестьянском хозяйстве. Суседушко следит за скотиной на скотном дворе, подкладывал сена. Кикимора, его жена, следит за чистотой горшков и пряденьем, чтобы прядеи всегда благословляли работу, Лизун за сметаной, чтобы хозяйка закрывала на ночь кринки с молоком и так далее.
Живописный строй картины приведен к общей тональности — изумрудно-зелёной, являющейся ведущим колоритом этого живописного полотна. Красочное пятно (одежда каждого персонажа, птицы, животного) локализовано, обведено темным контуром и воспринимается обособленно, но вместе с тем органично включены в общую цвето-плоскостную композицию. Цветовая гамма картины создаёт определённый эмоциональный настрой, сходный с тихим, спокойным и в то же время торжественным звучанием многоголосной русской песни.
Композиционно картину можно разделить на три части. Слева на картине изображена часть большой деревенской избы, из окна которой выглядывает крестьянская семья, справа — часть трёхъярусного белокаменного терема. В центре полотна вливается толпа крестьян — стариков, женщин, мужиков и детей. Положенный в основу содержания картины текст колядки полностью написан художником в левом верхнем углу. Это помогает раскрыть смысл произведения, понять некоторые его образы. В верхнем ярусе терема у окон сидят хозяин, хозяйка и их дети. В тексте читаем:
Во первом-то терему
Это месяц ясный
—Сидит сам господин
—Дорофей Федотович.
Во втором-то терему
Это солнце ясное
Сидит сама госпожа
—Одария Трифоновна.
А в третьем-то терему
—Как цветочки во саду,
Малы деточки,
Ясны звездочки.
Мы видим, что над Дорофеем сияет ясный месяц, над Одарьей — солнце, над головами детей — звездочки.
Ниже, во втором ярусе терема, автор изобразил сцены из жизни семьи Дорофея Федотыча: уборка зерна, выпас скотины, праздники. А в нижнем ярусе, в подклете, домашний скот и обязательные обитатели крестьянской избы — домашние духи — Лизун, Кикимора и Суседушко-домоведушко. Каждый из них выполняет определенную важную роль в крестьянском хозяйстве. Суседушко следит за скотиной на скотном дворе, подкладывал сена. Кикимора, его жена, следит за чистотой горшков и пряденьем, чтобы прядеи всегда благословляли работу, Лизун за сметаной, чтобы хозяйка закрывала на ночь кринки с молоком и так далее.
Живописный строй картины приведен к общей тональности — изумрудно-зелёной, являющейся ведущим колоритом этого живописного полотна. Красочное пятно (одежда каждого персонажа, птицы, животного) локализовано, обведено темным контуром и воспринимается обособленно, но вместе с тем органично включены в общую цвето-плоскостную композицию. Цветовая гамма картины создаёт определённый эмоциональный настрой, сходный с тихим, спокойным и в то же время торжественным звучанием многоголосной русской песни.