Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «М.В. Нестеров и русское искусство XIX — XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Этюд к портрету М.К. Заньковецкой

Время создания
1887
Размер
35,3x27,4 см
35,3×27,4 см
Техника
холст на картоне, масло
5
Открыть в приложении
#2
Этюд к портрету актрисы Марии Константиновны Заньковецкой — яркий пример неустанных поисков Михаилом Нестеровым новых путей в искусстве. Художник работал над ним в 1887 году под впечатлением от спектакля по драме Ивана Карпенко-Карого «Наймичка», в котором Заньковецкая сыграла главную роль. Сюжет был посвящен болезненной для того времени теме соблазнения бедной девушки ее господином, а игра актрисы настолько потрясала зрителей глубиной переживаний, что сам художник называл ее гениальной. 

Мария Адасовская родилась в 1854 году в селе Заньки Черниговской губернии. Решив в 28 лет посвятить себя сцене, она выбрала для себя псевдоним Заньковецкая, под которым и стала известна широкой публике. Чтобы заниматься любимым делом, ей пришлось разорвать отношения с семьей и с близким окружением. Актрисе удавались как комедийные, так и трагические роли, и ее выступления неизменно пользовались успехом. Поклонниками ее таланта были Лев Толстой, Антон Чехов и Иван Бунин. 

Под обаяние актрисы попал и Михаил Нестеров. В книге «Давние дни» художник делится впечатлениями от игры Заньковецкой в спектакле «Наймичка»: «Появление ее на сцене, ее образ, дикция, идущий прямо в душу голос, усталые, грустные очи… все, все пленяло нас, и мы, „галерка“, да и весь театр, переживали несложную, но такую трогательную драму несчастной девушки. Украинский говор, такой музыкальный, подлинные костюмы, наивные декорации, эти хатки с „вишневыми садочками“ — все нас умиляло». 

Эмоции были настолько сильными, что Нестеров решил написать портрет актрисы непременно в костюме ее героини. Художник не особенно надеялся на быстрое согласие и был готов долго уговаривать Марию Константиновну, но, к его удивлению, она абсолютно не возражала. Общение с Заньковецкой произвело на Нестерова такое глубокое впечатление, что всю историю создания работы над картиной он описал в книге своих воспоминаний. 

Художник писал этюд «в полнатуры», планируя потом увеличить изображение. Женщина на картине уже не так молода. На лице видны следы усталости, вокруг печальных и измученных глаз залегли темные круги, а губы скорбно поджаты. Но в то же время во внешности актрисы есть неизъяснимая прелесть, которая заставляет зрителя любоваться этим тонким и нервным лицом. Художник был доволен портретом, похвалил работу и зашедший в гости Василий Дмитриевич Поленов. 

Но несколько лет спустя, будучи в плохом расположении духа, Нестеров разрезал на куски ряд своих полотен. Под горячую руку попал и портрет Марии Заньковецкой. Сохранился только этюд, который живописец позднее преподнес в дар музею в Уфе. Эта работа — свидетельство наметившегося к середине 1880-х годов переосмысления главного для художника вопроса, трактовки образа: отныне Нестерова будет интересовать внутренний, духовный мир человека, а не внешние его характеристики.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Этюд к портрету М.К. Заньковецкой

Время создания
1887
Размер
35,3x27,4 см
35,3×27,4 см
Техника
холст на картоне, масло
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Нестеров М.В. Коллекция работ

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Ранняя весна
Ранняя весна
Художественный музей им. М.В. Нестерова
За Волгой
За Волгой
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Портрет Е.П. Нестеровой
Портрет Е.П. Нестеровой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Воскресение Христа
Воскресение Христа
Тульский музей изобразительных искусств
За приворотным зельем
За приворотным зельем
Радищевский музей
Голова молящегося юноши
Голова молящегося юноши
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Портрет старика
Портрет старика
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Старец. Раб Божий Авраамий
Старец. Раб Божий Авраамий
Самарский областной художественный музей
Отцы пустынники и жены непорочны
Отцы пустынники и жены непорочны
Музей-квартира Голованова Н.С.
Князь Александр Невский
Князь Александр Невский
Государственный музей истории религии
Портрет А.М. Горького
Портрет А.М. Горького
Нижегородский художественный музей
Видение отроку Варфоломею
Видение отроку Варфоломею
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Два лада
Два лада
Приморская картинная галерея
Христова невеста
Христова невеста
Приморская картинная галерея
Святая Варвара
Святая Варвара
Музей-квартира Голованова Н.С.
Знакомство царя с Марией Милославской
Знакомство царя с Марией Милославской
Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева
Путник
Путник
Тверская областная картинная галерея
Заря вечерняя
Заря вечерняя
Сахалинский областной художественный музей
Ангел печали
Ангел печали
Музей-квартира Голованова Н.С.
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%