В 1870 году Алексей Кондратьевич Саврасов являлся одним из руководителей в Училище живописи, ваяния и зодчества и учредителей Передвижников, которые вели просветительскую деятельность с помощью гастролирующих вернисажей. В ту пору мир искусства еще не обрел шедевр «Грачи прилетели», однако мастер уже закончил «Лунную ночь. Болото».
Эта картина иллюстрирует не только зрелый период в портфолио художника, но и становление отечественной школы пейзажей, которая будет важным элементом эволюции культуры в Российской империи на рубеже XIX–XX веков.
Дело в том, что ландшафты перестают быть просто точками на карте и фонами для портретов. Отныне местность в произведениях олицетворяет национальный характер или даже «загадочную русскую душу».
Алексей Кондратьевич Саврасов стал основоположником направления, где по-новому демонстрировалась лиричность пейзажей. Природа изображалась с эпическим размахом даже при скудной красоте. То есть такой, какой ее воспринимал народ. Интимность сцены и настроение среды тоже считались важными аспектами полотен. С одной стороны, «Лунная ночь. Болото» вписалось в свежую концепцию благодаря выбору времени суток — ночь у водоема. С другой стороны, картина стоит особняком, поскольку стоячая вода в глуши редко удостаивалась внимания.
На холсте в полной мере проявился самобытный талант автора. Он предпочел землистую гамму с вкраплениями желтой и голубой палитры, которые должны показать меланхоличную атмосферу захолустья. Очертания каменистых берегов размытые, тени низких растений мягкие, горизонт открытый и просторный вплоть до кромешной тьмы. Все это добавляет величия сонному краю.
Тем не менее можно заметить, что масляные мазки кистью являются мелкими и темпераментными.
В качестве стаффажа выбраны пастухи и стадо. Вероятно, символизирующие прочную связь между человеком и стихией.
Стоит сказать, что в 1860–70-х годах Алексей Кондратьевич Саврасов путешествовал и по родине, и по загранице. Особенно сильное впечатление у него оставили английские реалисты. Работы иностранных живописцев показались мастеру чрезвычайно естественными и правдивыми.
К этому же результату стремилось и Товарищество передвижных художественных выставок, другими именитыми пейзажистами которого были Василий Иванович Суриков, Виктор Михайлович Васнецов, Иван Иванович Шишкин и Исаак Ильич Левитан.
Эта картина иллюстрирует не только зрелый период в портфолио художника, но и становление отечественной школы пейзажей, которая будет важным элементом эволюции культуры в Российской империи на рубеже XIX–XX веков.
Дело в том, что ландшафты перестают быть просто точками на карте и фонами для портретов. Отныне местность в произведениях олицетворяет национальный характер или даже «загадочную русскую душу».
Алексей Кондратьевич Саврасов стал основоположником направления, где по-новому демонстрировалась лиричность пейзажей. Природа изображалась с эпическим размахом даже при скудной красоте. То есть такой, какой ее воспринимал народ. Интимность сцены и настроение среды тоже считались важными аспектами полотен. С одной стороны, «Лунная ночь. Болото» вписалось в свежую концепцию благодаря выбору времени суток — ночь у водоема. С другой стороны, картина стоит особняком, поскольку стоячая вода в глуши редко удостаивалась внимания.
На холсте в полной мере проявился самобытный талант автора. Он предпочел землистую гамму с вкраплениями желтой и голубой палитры, которые должны показать меланхоличную атмосферу захолустья. Очертания каменистых берегов размытые, тени низких растений мягкие, горизонт открытый и просторный вплоть до кромешной тьмы. Все это добавляет величия сонному краю.
Тем не менее можно заметить, что масляные мазки кистью являются мелкими и темпераментными.
В качестве стаффажа выбраны пастухи и стадо. Вероятно, символизирующие прочную связь между человеком и стихией.
Стоит сказать, что в 1860–70-х годах Алексей Кондратьевич Саврасов путешествовал и по родине, и по загранице. Особенно сильное впечатление у него оставили английские реалисты. Работы иностранных живописцев показались мастеру чрезвычайно естественными и правдивыми.
К этому же результату стремилось и Товарищество передвижных художественных выставок, другими именитыми пейзажистами которого были Василий Иванович Суриков, Виктор Михайлович Васнецов, Иван Иванович Шишкин и Исаак Ильич Левитан.