Пейзаж «Распутица» относится к позднему периоду творчества Алексея Саврасова. В 1890-х годах художник жил в подмосковной деревне Покровское-Фили, много работал на пленэре, писал с натуры.
Картина попала в музей в 1988 году из частного собрания волгоградского театрального художника Николая Медовщикова. По семейному преданию, он унаследовал пейзаж от своего деда Антона Барцала, который, в свою очередь, получил несколько работ Саврасова в подарок от самого художника.
Барцал был известным оперным тенором, работал в Большом театре с Леонидом Собиновым, а после — преподавал в консерватории. В 1890-х годах он дружил с Саврасовым, несколько раз они вместе ездили в Чехию. Художник часто гостил у Барцала, иногда останавливался на несколько дней. В семье певца также хранилось несколько зарисовок, которые Саврасов сделал в его доме.
В глубине картины «Распутица» можно увидеть силуэт известного храма Покрова в Филях. Здание церкви возвели в 1691–1694 годах на средства Льва Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны. Храм был построен в стиле «нарышкинского барокко» и представлял собой один из классических примеров архитектуры конца XVII века. Петр I принимал участие в обустройстве церкви и сам неоднократно ее посещал. В 1703 году, после взятия Нарвы, император привез дяде в подарок цветные витражи для храма.
Саврасов был одним из первых русских художников, работавших в жанре реалистического пейзажа. Наиболее интересными для него мотивами были переходные состояния природы: сумерки и рассветы, смена времен года. Работы Саврасова отличают ювелирная точность и тонкость рисунка, сложный колорит и тщательная работа со светом.
Творческий метод Саврасова был основан на постоянном наблюдении натуры. Он наделял природу человеческими эмоциями и часто говорил своим ученикам: «В пейзаже должна быть душа». Художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были Исаак Левитан и Константин Коровин.
Картина попала в музей в 1988 году из частного собрания волгоградского театрального художника Николая Медовщикова. По семейному преданию, он унаследовал пейзаж от своего деда Антона Барцала, который, в свою очередь, получил несколько работ Саврасова в подарок от самого художника.
Барцал был известным оперным тенором, работал в Большом театре с Леонидом Собиновым, а после — преподавал в консерватории. В 1890-х годах он дружил с Саврасовым, несколько раз они вместе ездили в Чехию. Художник часто гостил у Барцала, иногда останавливался на несколько дней. В семье певца также хранилось несколько зарисовок, которые Саврасов сделал в его доме.
В глубине картины «Распутица» можно увидеть силуэт известного храма Покрова в Филях. Здание церкви возвели в 1691–1694 годах на средства Льва Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны. Храм был построен в стиле «нарышкинского барокко» и представлял собой один из классических примеров архитектуры конца XVII века. Петр I принимал участие в обустройстве церкви и сам неоднократно ее посещал. В 1703 году, после взятия Нарвы, император привез дяде в подарок цветные витражи для храма.
Центральную и западную главы храма украсили короной и двуглавым орлом. Интерьер храма богато украшен резьбой, что тогда еще было непривычно для России. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Его реставрация завершилась только в 1980 году.
Саврасов был одним из первых русских художников, работавших в жанре реалистического пейзажа. Наиболее интересными для него мотивами были переходные состояния природы: сумерки и рассветы, смена времен года. Работы Саврасова отличают ювелирная точность и тонкость рисунка, сложный колорит и тщательная работа со светом.
Творческий метод Саврасова был основан на постоянном наблюдении натуры. Он наделял природу человеческими эмоциями и часто говорил своим ученикам: «В пейзаже должна быть душа». Художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были Исаак Левитан и Константин Коровин.