Алексей Саврасов — автор знаменитой картины «Грачи прилетели» и мастер лирического пейзажа. Он одним из первых в русском искусстве стал воспевать в своих работах красоту родной природы, писал виды Подмосковья, Поволжья и окрестностей Петербурга. В числе его учеников были живописцы Исаак Левитан, Михаил Нестеров и Константин Коровин, которые во многом продолжали традиции своего учителя.
Персона
Саврасов Алексей Кондратьевич
Годы жизни: 1830—1897
#1
Перов В.Г.
«Портрет художника Алексея Кондратьевича Саврасова» (1878)
#2
#19
Студент из Замоскворечья
#20
Алексей Саврасов родился в 1830 году в Москве, в семье состоятельного купца. В 12 лет он увлекся живописью: сам научился рисовать и стал писать акварельные пейзажи, сюжеты для которых находил в разных журналах. Кондратий Артемьевич, отец Алексея, противился занятиям сына: художников он считал малярами, а само рисование — занятием, неспособным прокормить семью. Он хотел, чтобы сын продолжил семейное дело и стал купцом.
Однако работы юного Саврасова были популярны у рыночных торговцев: они покупали картины и продавали с наценкой. На вырученные деньги юноша смог оплатить учебу и в 1844 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако после смерти матери Саврасов на время оставил училище и вернулся туда только спустя четыре года.
Он попал в класс к живописцу Карлу Рабусу, признанному мастеру пейзажа. Рабус отлично знал теорию и историю искусства, знакомил учеников с произведениями мастеров Возрождения, с творчеством Леонардо да Винчи, а также с более поздним искусством Европы. Саврасов делал большие успехи в учебе.
В конце 1840-х годов молодой художник отправился в путешествие на юг России, побывал в Малороссии и Одессе. Оттуда он привез картины, за которые критики назвали 19-летнего Саврасова «надеждой русского искусства».
На полотнах Саврасов стремился запечатлеть прекрасное в обыденной, повседневной жизни. Искусствоведы отмечают, что он одним из первых открыл красоту русской природы: до него отечественные живописцы предпочитали европейские виды. Саврасов писал типично русские пейзажи — поля и леса, деревни и сельские дороги, холмы и луга.
Однако работы юного Саврасова были популярны у рыночных торговцев: они покупали картины и продавали с наценкой. На вырученные деньги юноша смог оплатить учебу и в 1844 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако после смерти матери Саврасов на время оставил училище и вернулся туда только спустя четыре года.
Он попал в класс к живописцу Карлу Рабусу, признанному мастеру пейзажа. Рабус отлично знал теорию и историю искусства, знакомил учеников с произведениями мастеров Возрождения, с творчеством Леонардо да Винчи, а также с более поздним искусством Европы. Саврасов делал большие успехи в учебе.
В конце 1840-х годов молодой художник отправился в путешествие на юг России, побывал в Малороссии и Одессе. Оттуда он привез картины, за которые критики назвали 19-летнего Саврасова «надеждой русского искусства».
На полотнах Саврасов стремился запечатлеть прекрасное в обыденной, повседневной жизни. Искусствоведы отмечают, что он одним из первых открыл красоту русской природы: до него отечественные живописцы предпочитали европейские виды. Саврасов писал типично русские пейзажи — поля и леса, деревни и сельские дороги, холмы и луга.
#21
Лирика русской природы
#22
В 1854 году выставку начинающих художников посетила великая княгиня Мария Николаевна, дочь императора Николая I. Княгиня приобрела картину Саврасова«Степь с чумаками вечером», чем вызвала удивление публики: Мария Николаевна собирала коллекцию полотен лучших мастеров России и Европы. На этой картине Саврасов изобразил торговцев солью и вином — чумаков, которые устроились на ночлег в степи у костра. Художник написал необычное закатное небо яркого оранжево-розового цвета в романтической манере, характерной для его раннего творчества.
Княгиня пригласила молодого живописца в Петербург, чтобы он запечатлел местные виды. Саврасов провел в особняке дочери императора несколько месяцев. За пейзажи«Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», созданные в загородной резиденции, мастер получил звание академика. Саврасов стал знаменит, у него появилось много заказов, ему сулили карьеру придворного художника. Но он отказался от перспектив в Петербурге и уехал из столицы в Москву.
В 1857 году художник возглавил пейзажный класс в Московском училище живописи, который сам окончил раньше. Он учил студентов писать с натуры и работать на пленэре — не в мастерских, а на природе, наблюдать ее изменчивость и зарисовывать виды. Ученик Саврасова Константин Коровин вспоминал, что мастер мог прервать урок, чтобы отправиться с классом в парк. А с приходом весны Саврасов всегда вывозил студентов за город.
В училище Саврасов подружился с художниками Василием Перовым и Константином Герцем, на сестре которого, Софье Герц, впоследствии женился; в браке родилось пятеро детей. В доме супругов собирались живописцы, литераторы и меценаты. У них бывал основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, он выбирал и приобретал полотна Саврасова еще до того, как тот представлял их на выставках.
В своих картинах художник стремился передать определенное настроение. Например, в работе«Сельский вид» Саврасов запечатлел типичный русский пейзаж: речку, деревню вдали, равнину и холмы. На первом плане картины отдыхает крестьянин-пасечник, окруженный цветущими деревьями. Светлая и мягкая цветовая гамма полотна, мирные образы передают радость и тепло весеннего дня.
Княгиня пригласила молодого живописца в Петербург, чтобы он запечатлел местные виды. Саврасов провел в особняке дочери императора несколько месяцев. За пейзажи«Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», созданные в загородной резиденции, мастер получил звание академика. Саврасов стал знаменит, у него появилось много заказов, ему сулили карьеру придворного художника. Но он отказался от перспектив в Петербурге и уехал из столицы в Москву.
В 1857 году художник возглавил пейзажный класс в Московском училище живописи, который сам окончил раньше. Он учил студентов писать с натуры и работать на пленэре — не в мастерских, а на природе, наблюдать ее изменчивость и зарисовывать виды. Ученик Саврасова Константин Коровин вспоминал, что мастер мог прервать урок, чтобы отправиться с классом в парк. А с приходом весны Саврасов всегда вывозил студентов за город.
В училище Саврасов подружился с художниками Василием Перовым и Константином Герцем, на сестре которого, Софье Герц, впоследствии женился; в браке родилось пятеро детей. В доме супругов собирались живописцы, литераторы и меценаты. У них бывал основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, он выбирал и приобретал полотна Саврасова еще до того, как тот представлял их на выставках.
В своих картинах художник стремился передать определенное настроение. Например, в работе«Сельский вид» Саврасов запечатлел типичный русский пейзаж: речку, деревню вдали, равнину и холмы. На первом плане картины отдыхает крестьянин-пасечник, окруженный цветущими деревьями. Светлая и мягкая цветовая гамма полотна, мирные образы передают радость и тепло весеннего дня.
#18
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Алексей Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. Государственная Третьяковская галерея. Москва
#23
«Грачи прилетели»
#5
В 1870-е годы Алексей Саврасов ездил в поисках красивых видов на Волгу, в Кострому, Нижний Новгород и Юрьевец. В 1870 году он взял в училище отпуск на несколько месяцев и уехал работать в Ярославль. В поездке тяжело заболела его супруга, а затем умерла их маленькая дочь. Художник сильно переживал утрату, он находил утешение только в живописи.
В 1871 году Саврасов уехал под Кострому на этюды. В селе Молвитино (позже — Сусанино) он сделал несколько набросков: старинная церковь в запустении, темные избы, весенняя оттепель. Эти этюды легли в основу полотна«Грачи прилетели», которое мастер заканчивал уже в Москве.
Художник Александр Бенуа писал о знаменитой картине:
В 1871 году Саврасов уехал под Кострому на этюды. В селе Молвитино (позже — Сусанино) он сделал несколько набросков: старинная церковь в запустении, темные избы, весенняя оттепель. Эти этюды легли в основу полотна«Грачи прилетели», которое мастер заканчивал уже в Москве.
Художник Александр Бенуа писал о знаменитой картине:
#24
Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна… И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни.
#7
Саврасову удалось не просто правдиво запечатлеть весеннюю распутицу в средней полосе России, но и найти в ней красоту, которую увидели и зрители. Бенуа писал, что«картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя».
«Грачей» Саврасов представил на первой выставке художников-передвижников. Полотно произвело большое впечатление на публику и коллег-живописцев. Еще до открытия выставки картину приобрел в свою коллекцию Третьяков. А специально для императрицы Марии Александровны, которая тоже пожелала ее купить, Саврасов написал копию.
В конце 1880-х годов в жизни художника наступил кризис. Разрушилась семья, он стал болеть, пристрастился к алкоголю и бедствовал. Саврасова уволили из училища, где он преподавал 25 лет. Мастер продолжал писать пейзажи, но его работы уже не вызывали прежнего восхищения у публики и критиков. Картины Саврасова за небольшие деньги приобретали перекупщики. Живописец умер в 1897 году в Москве, в больнице для бедных.
«Грачей» Саврасов представил на первой выставке художников-передвижников. Полотно произвело большое впечатление на публику и коллег-живописцев. Еще до открытия выставки картину приобрел в свою коллекцию Третьяков. А специально для императрицы Марии Александровны, которая тоже пожелала ее купить, Саврасов написал копию.
В конце 1880-х годов в жизни художника наступил кризис. Разрушилась семья, он стал болеть, пристрастился к алкоголю и бедствовал. Саврасова уволили из училища, где он преподавал 25 лет. Мастер продолжал писать пейзажи, но его работы уже не вызывали прежнего восхищения у публики и критиков. Картины Саврасова за небольшие деньги приобретали перекупщики. Живописец умер в 1897 году в Москве, в больнице для бедных.
#17
Последние десятилетия были нелегкими для художника. В 1882 году Саврасов лишается должности преподавателя в Московском училище и казенной квартиры. Известны прошения художника о денежных ссудах, о жилье. Эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.
читать дальшескрыть