Представленный в основной экспозиции Нижнетагильского музея изобразительных искусств этюд «У иконы. Богомольцы» Алексея Кондратьевича Саврасова, несмотря на очевидный жанровый эпизод, смело можно назвать очередным шедевром мастера, написанным из любви к природе.
В этюде «У иконы. Богомольцы» случайно увиденная весной на улице сцена была воспринята и передана художником глубоко эмоционально. Весну Саврасов любил, писал трепетно. Зрело и свободно художник сумел выразить неповторимое, ни с чем не сравнимое чувство этого времени года. Жанровый эпизод, введенный в картину, растворяется в общем образном решении. Так маленький мир картины представляет мир высоких живописных завоеваний художника. На желтой стене дома с падающими на нее рефлексами розового, серого и зеленого ярко горит, словно вспыхнув огнем, освещенный солнцем киот с иконой, перед которым остановились богомольцы. У их ног в прозрачной лужице растаявшего снега плещутся голуби. Яркость солнечного дня заставила художника активизировать цвет, окрасивший картину мажорным звучанием. Основные пятна цветового аккорда сопровождаются аккомпанементом прозрачных оттенков теплой и холодной гаммы.
Судьба Алексея Саврасова по-своему необычна. Талантливый, с детства рисовавший мальчик из купеческой среды в 14 лет вопреки воле отца поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 21 год молодой художник создал свой первый шедевр — «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», — которым был сразу замечен, получив высокое покровительство Великой княжны Марии Николаевны. А уже в 24 года Саврасов стал академиком живописи. Он с упоением работал, создавая пейзажи, наполненные любовью, проникновенной грустью и очарованием родной природы, став создателем пейзажа-настроения в русском искусстве. После поездки за границу в 1862 году он в основном жил и работал в Москве. В 1871 году стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, представив на первой выставке передвижников самую свою знаменитую картину «Грачи прилетели».