Алексей Кондратьевич Саврасов, по словам Исаака Левитана, «создал русский пейзаж», нашел небывалое ранее живописное выражение поэтическому чувству восхищения красотой родной природы, которое «…было угадано уже Пушкиным».
Способности к живописи у будущего художника обнаружились уже в ранней юности. Саврасов закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проходил обучение у К. И. Рабуса, и затем на протяжении 25 лет там же преподавал, руководя пейзажным классом. Саврасов вдохновил целую плеяду молодых художников, своих учеников, на живое и трепетное отношение, лирическое переживание красоты самых простых деревенских мотивов. Он окончательно отошел от академической традиции и сумел показать, что природа не нуждается в приукрашивании. Художник видел красоту и показывал ее другим там, где до него никому не приходило в голову ее искать.
«Ступайте в природу… Там — красота неизъяснимая. Весна. Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить… Если нет души, значит — ничего не будет и в живописи… Настроение нужно. Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна. Художник — тот же поэт», — наставлял он своих питомцев, будущих известных художников, один из которых — Исаак Левитан, который достиг подлинного совершенства в создании лирических образов русской природы, продолжив саврасовскую линию «пейзажа настроения».
Любимым временем года Алексея Саврасова была весна, когда душу художника наполняло особое «весеннее вдохновение», и, вероятно, поэтому почти зимнему пейзажу, созданному в 1888 году, где только чувствуются токи пробуждения, он дает название «Начало весны». Саврасов изобразил типичный мотив русской деревни, где одинокая избушка, редкие деревья, погруженные в безбрежный снежный простор, идущий из труб дымок, развешенные на плетне предметы создают трогательное чувство узнавания, вхождения в образную систему произведения, ощущение холодного зимнего дня, близости тепла и уюта домашнего очага.