Одним из украшений коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств по праву можно назвать картину кисти Алексея Саврасова «Вечер».
В конце 1870-х — начале 1880-х годов у Саврасова прослеживается неоднократное обращение к удачно найденной композиции, раскрывающей поэтическую грусть осеннего вечера. Первый раз художник обратился к ней в 1877 году, в работе «Вечер», находящейся сейчас в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Это большое полотно — почти 1,5 метра на 1 метр — было долгое время неизвестно зрителю, но в нем разработана та композиция, которая повторяется потом у художника в одноименном произведении 1880 года, хранящемся в Нижнетагильском музее: на первом плане полотна тоже изображена стылая вода, только в первом варианте это большая дорожная лужа, а во втором — мелководная речушка. По-видимому, художника привлекла простота мотива, через которую можно было выразить удивительную задушевность и проникновенность чувств.
Судьба Алексея Кондратьевича Саврасова трагична и в то же время плодотворна. С одной стороны, ранний взлет, счастливое начало и расцвет творческой карьеры, с другой — ощущение несложившейся жизни в конце пути. Саврасов — выходец из купеческой среды, рисовавший с детства. В 14 лет он вопреки воле отца поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 21 год молодой художник написал свой первый шедевр — «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», благодаря которому был сразу замечен, получив высокое покровительство Великой княжны Марии Николаевны. А уже в 24 года Саврасов стал академиком живописи, и его картины приобрел Павел Михайлович Третьяков.
Саврасов с упоением работал, создавая пейзажи, наполненные любовью, проникновенной грустью и очарованием от родной природы, став в русском искусстве автором пейзажа-настроения. В 1871 году Саврасов стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, представив на первой выставке передвижников самую свою знаменитую картину «Грачи прилетели».
Последние два десятилетия жизни Алексея Кондратьевича Саврасова были крайне тяжелыми: потеря детей, семейные неурядицы, безденежье. Все это породило пагубную страсть, которая опустошала его, выжигая душу. И именно тогда, в поздний период творчества — как известно, очень неровный, — могучая сила дарования художника помогала ему оставаться на плаву. Из-под его кисти нередко выходили талантливые произведения.