Александр Риццони — российский жанровый живописец итальянского происхождения. Родился в Риге, в семье ремесленника. Его первым преподавателем изобразительного искусства был старший брат Павел, академик живописи.
В 16 лет Риццони поступил в качестве вольноприходящего ученика в Императорскую Академию художеств, в класс известного художника-баталиста Богдана Виллевальде.
За время обучения он удостоился нескольких наград Академии: малой серебряной медали за картину «Корчма» и большой серебряной медали за картину «Итальянский шарманщик в корчме». Его жанровая работа «Жиды-контрабандисты» завоевала малую золотую медаль, а картина «Аукцион в лифляндской деревне» принесла автору большую золотую медаль и право отправиться за границу в качестве пенсионера Академии художеств.
Почти весь срок пенсионерства Риццони провел в Риме, а после его окончания остался в городе насовсем. Он регулярно присылал свои новые произведения в Академию или на выставки. За эти работы мастеру последовательно присвоили звания академика и профессора живописи. Иногда он приезжал в Россию лично, чтобы навестить родных и друзей.
Чаще всего художник создавал небольшие, старательно выписанные картины. В материалах отдавал предпочтение тонким деревянным дощечкам или фанере.
Излюбленными сюжетами Риццони были сценки из итальянского народного быта, из жизни католического духовенства, а также из быта еврейских общин. Все они происходили в интерьерах таверн, торговых лавочек, кардинальских дворцов, церквей, монастырей и синагог. Помимо жанровых картин, он рисовал женские портреты, выполняя их в стиле так называемых головок.
В России среди молодых художников и критиков искусства у Риццони было много недоброжелателей. Его считали коммерческим живописцем, работающим на рынок. Передвижники обвиняли его в том, что он не интересуется жизнью русского народа и не изображает сцены из русского быта.
В июньском номере журнала «Мир искусства» за 1901 год критик Альфред Нурок, писавший под псевдонимом Силэн, назвал Риццони ретроградом и худшим художником современности. 65-летний живописец тяжело воспринял эту статью. В апреле 1902 года он покончил с собой.
На представленной картине, созданной Александром Риццони за много лет до трагического события, изображен уголок городского захолустья. За прилавком стоит женщина, одетая в свободную белую блузку и открытое платье с корсажем, на ее голове покрывало. В левой части картины мы видим мужчину в монашеской рясе и вьючного осла. По одной из версий, это монастырский келарь, пришедший за овощами для трапезы, согласно другой — монах-капуцин, собирающий милостыню на монастырь.
В 16 лет Риццони поступил в качестве вольноприходящего ученика в Императорскую Академию художеств, в класс известного художника-баталиста Богдана Виллевальде.
За время обучения он удостоился нескольких наград Академии: малой серебряной медали за картину «Корчма» и большой серебряной медали за картину «Итальянский шарманщик в корчме». Его жанровая работа «Жиды-контрабандисты» завоевала малую золотую медаль, а картина «Аукцион в лифляндской деревне» принесла автору большую золотую медаль и право отправиться за границу в качестве пенсионера Академии художеств.
Почти весь срок пенсионерства Риццони провел в Риме, а после его окончания остался в городе насовсем. Он регулярно присылал свои новые произведения в Академию или на выставки. За эти работы мастеру последовательно присвоили звания академика и профессора живописи. Иногда он приезжал в Россию лично, чтобы навестить родных и друзей.
Чаще всего художник создавал небольшие, старательно выписанные картины. В материалах отдавал предпочтение тонким деревянным дощечкам или фанере.
Излюбленными сюжетами Риццони были сценки из итальянского народного быта, из жизни католического духовенства, а также из быта еврейских общин. Все они происходили в интерьерах таверн, торговых лавочек, кардинальских дворцов, церквей, монастырей и синагог. Помимо жанровых картин, он рисовал женские портреты, выполняя их в стиле так называемых головок.
В России среди молодых художников и критиков искусства у Риццони было много недоброжелателей. Его считали коммерческим живописцем, работающим на рынок. Передвижники обвиняли его в том, что он не интересуется жизнью русского народа и не изображает сцены из русского быта.
В июньском номере журнала «Мир искусства» за 1901 год критик Альфред Нурок, писавший под псевдонимом Силэн, назвал Риццони ретроградом и худшим художником современности. 65-летний живописец тяжело воспринял эту статью. В апреле 1902 года он покончил с собой.
На представленной картине, созданной Александром Риццони за много лет до трагического события, изображен уголок городского захолустья. За прилавком стоит женщина, одетая в свободную белую блузку и открытое платье с корсажем, на ее голове покрывало. В левой части картины мы видим мужчину в монашеской рясе и вьючного осла. По одной из версий, это монастырский келарь, пришедший за овощами для трапезы, согласно другой — монах-капуцин, собирающий милостыню на монастырь.