В художественном музее Ханты-Мансийска хранится «Сельский пейзаж», написанный русским живописцем Алексеем Саврасовым в 1880-е годы. В это время творчество художника складывалось неровно, но на полотнах он сохранял трепетное отношение к русской природе и живой, ярко выраженный лиризм.
В судьбе Саврасова переломным оказался 1871 год, когда на первой выставке художников-передвижников он представил картину «Грачи прилетели». Исследователи считают, что это полотно открыло новое направление в русской живописи — лирический пейзаж.
Саврасовские работы 1870—1880-х годов, в том числе и «Сельский пейзаж», построены на тонких оттенках и едва уловимых переходах цвета. На своих картинах художник запечатлевал проселки, дворики, московскую и волжскую природу. В «Сельском пейзаже» тот же простой мотив и предчувствие надвигающихся перемен, что и в «Грачах». Но это не ожидание весны, а прощание с летом.
На картине «Сельский пейзаж» изображен летний день, написанный в реалистической манере. При этом сам пейзаж выполнен экспрессивно — живопись Саврасова плотная, материальная, с присущей ему силой мазка. Для этого пейзажа характерна целостность композиции — элементы деревенских построек гармонично вписаны в большой разворот пространства. На первом плане в центре изображен небольшой пруд, который занимает значительную часть картины. Голубая, чистая, ровная поверхность воды стала композиционным центром полотна.
Сюжет переполнен разнообразными небольшими деталями. Слева на берегу Саврасов изобразил фрагмент изгороди, на котором висит глиняный кувшин, сушится одежда и сидит птица. На противоположном берегу справа — деревянный настил-мостик, рядом изображены три человеческие фигурки у воды. За прудом справа и слева написаны вросшие в землю избы с надворными постройками и редкими деревьями. Игра света и тени и богатая красочная палитра точно передают атмосферу уходящего лета. На заднем плане, на фоне голубого неба с серыми и розовеющими облаками видна белая колокольня, созданная Саврасовым одним белильным мазком.
В 1880-е Саврасов выставлялся все реже, у него начались проблемы со здоровьем, ухудшилось зрение. В 1882 году художника уволили из Московского училища живописи. В этот период жизни в его работах, все еще наполненных красотой природы, появились мрачные и тревожные мотивы.
В судьбе Саврасова переломным оказался 1871 год, когда на первой выставке художников-передвижников он представил картину «Грачи прилетели». Исследователи считают, что это полотно открыло новое направление в русской живописи — лирический пейзаж.
Саврасовские работы 1870—1880-х годов, в том числе и «Сельский пейзаж», построены на тонких оттенках и едва уловимых переходах цвета. На своих картинах художник запечатлевал проселки, дворики, московскую и волжскую природу. В «Сельском пейзаже» тот же простой мотив и предчувствие надвигающихся перемен, что и в «Грачах». Но это не ожидание весны, а прощание с летом.
На картине «Сельский пейзаж» изображен летний день, написанный в реалистической манере. При этом сам пейзаж выполнен экспрессивно — живопись Саврасова плотная, материальная, с присущей ему силой мазка. Для этого пейзажа характерна целостность композиции — элементы деревенских построек гармонично вписаны в большой разворот пространства. На первом плане в центре изображен небольшой пруд, который занимает значительную часть картины. Голубая, чистая, ровная поверхность воды стала композиционным центром полотна.
Сюжет переполнен разнообразными небольшими деталями. Слева на берегу Саврасов изобразил фрагмент изгороди, на котором висит глиняный кувшин, сушится одежда и сидит птица. На противоположном берегу справа — деревянный настил-мостик, рядом изображены три человеческие фигурки у воды. За прудом справа и слева написаны вросшие в землю избы с надворными постройками и редкими деревьями. Игра света и тени и богатая красочная палитра точно передают атмосферу уходящего лета. На заднем плане, на фоне голубого неба с серыми и розовеющими облаками видна белая колокольня, созданная Саврасовым одним белильным мазком.
В 1880-е Саврасов выставлялся все реже, у него начались проблемы со здоровьем, ухудшилось зрение. В 1882 году художника уволили из Московского училища живописи. В этот период жизни в его работах, все еще наполненных красотой природы, появились мрачные и тревожные мотивы.