Полотно «Боярин с кубком» — это этюд Константина Маковского к масштабному полотну «Боярский свадебный пир в XVII веке». Эскизы к этой картине, в том числе и холст из коллекции Государственного художественного музея, Маковский готовил в течение нескольких лет.
#2
#3
О картине
#4
Все одежды и украшения на героях, посуда на столе — экспонаты из личной коллекции художника. Он собирал старинные боярские сарафаны и душегрейки, кокошники и кички, драгоценные серьги и пуговицы, а также предметы интерьера — бронзовые канделябры и подсвечники, майоликовые панно и резные ларцы, инкрустированные драгоценными камнями чарки и подносы.
#5
Портрет князя Павла Петровича Вяземского. 1880-е годы. Источник: wikipedia.org
В мастерской художника часто проходили музыкальные вечера, и Маковский доставал свои раритеты, надевал их на гостей и в таком виде зарисовывал их. Стены для достоверности завешивались гобеленами XVII века и освещались на старинный манер.
#6
На этюде боярин поднимает серебряную чарку. Из полной версии полотна можно понять, что это главный, заключительный тост: в левой части виден слуга, который выносит на подносе запечённого лебедя — последнее блюдо на свадебном пиру.
#8
Картину художник закончил к 1883 году. Она стала яблоком раздора в Товариществе передвижников, в котором он состоял с 1870 года, многие поссорились с автором, а главный идеолог общества — Иван Крамской — даже перестал с ним общаться.
#7
Дело в том, что Маковский отказался выставить «Боярский пир» на очередной передвижной выставке. Полотно показали на Всемирной выставке в Антверпене в 1885 году. Тогда Маковскому присудили золотую медаль, картину хотел купить император Александр III, но цену перебил американский ювелир Чарльз Уильям Шуман.
Он заплатил за полотно 15 000 долларов — в те годы сумма равнялась годовому доходу крупного российского чиновника. Также «Боярский пир» показали в американских городах Чикаго, Детройте и Сан-Франциско. В заокеанской одежде возникла мода на «русскость», самого Маковского назвали «русским Рубенсом», а американский президент Теодор Рузвельт попросил написать его портрет.
#9
Впоследствии ювелир Шуман использовал «Боярский свадебный пир в XVII веке» как рекламу своих магазинов.
#10
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Боярин с кубком
Время создания
1880-е годы
Размер
124,3x97,2 см
Техника
Холст, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться