Портрет Марии Федоровны написан Константином Маковским, одним из самых популярных российских художников конца XIX века. Династия Маковских дала отечественной культуре несколько поколений художественных деятелей. Родоначальником ее был Егор Маковский — бухгалтер по профессии, коллекционер, страстный любитель искусства, один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его дети Константин, Александра, Владимир, Николай стали известными художниками.
На портрете изображена Мария Федоровна, в девичестве Мария София Фредерика Дагмар — российская императрица из династии Романовых, дочь датского короля Христиана IX. Сначала она была невестой наследника российского престола, сына императора Александра II Николая. После трагической смерти Николая Александровича состоялась ее помолвка с новым наследником престола Александром Александровичем, будущим Александром III.
Брак оказался на редкость благополучным. Иван Тургенев отмечал, что Мария Федоровна и Александр III «образовывали супружество примерное и удивительное по согласию и постоянству привязанности». Вместе с супругом императрица покровительствовала деятелям искусства, коллекционировала картины. Собранная императорской четой коллекция легла в основу собрания Русского музея в Петербурге.
Мария Федоровна сохраняла за собой высшее управление ведомством императрицы Марии, курирующим учебные заведения для женщин. В Иркутске, где особенно ценилось женское образование, императрица пользовалась популярностью.
После отречения от престола сыновей Марии Федоровны Николая II и Михаила она уехала в Крым. В 1919 году на корабле, присланном ее сестрой, английской королевой Александрой, выехала в Великобританию, а позднее вернулась в Данию.
На живописном полотне Маковского Мария Федоровна изображена по пояс, ее лицо на три четверти обращено к зрителю. Императрица одета в желтое платье со светлым кружевом и глубоким декольте. К роскошной тиаре-кокошнику прикреплена белая с золотом вуаль-фата. На левом плече наградные знаки, среди них особенно подробно прописана звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, который считается покровителем России. Голубая лента ордена перекинута через правое плечо императрицы.
Маковский отошел от канонов парадного императорского портрета, изобразив Марию Федоровну как светскую красавицу. Нежные черты лица, изысканный туалет, овальный формат самого произведения — все это создает особый нарядный образ модели.
На портрете изображена Мария Федоровна, в девичестве Мария София Фредерика Дагмар — российская императрица из династии Романовых, дочь датского короля Христиана IX. Сначала она была невестой наследника российского престола, сына императора Александра II Николая. После трагической смерти Николая Александровича состоялась ее помолвка с новым наследником престола Александром Александровичем, будущим Александром III.
Брак оказался на редкость благополучным. Иван Тургенев отмечал, что Мария Федоровна и Александр III «образовывали супружество примерное и удивительное по согласию и постоянству привязанности». Вместе с супругом императрица покровительствовала деятелям искусства, коллекционировала картины. Собранная императорской четой коллекция легла в основу собрания Русского музея в Петербурге.
Мария Федоровна сохраняла за собой высшее управление ведомством императрицы Марии, курирующим учебные заведения для женщин. В Иркутске, где особенно ценилось женское образование, императрица пользовалась популярностью.
После отречения от престола сыновей Марии Федоровны Николая II и Михаила она уехала в Крым. В 1919 году на корабле, присланном ее сестрой, английской королевой Александрой, выехала в Великобританию, а позднее вернулась в Данию.
На живописном полотне Маковского Мария Федоровна изображена по пояс, ее лицо на три четверти обращено к зрителю. Императрица одета в желтое платье со светлым кружевом и глубоким декольте. К роскошной тиаре-кокошнику прикреплена белая с золотом вуаль-фата. На левом плече наградные знаки, среди них особенно подробно прописана звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, который считается покровителем России. Голубая лента ордена перекинута через правое плечо императрицы.
Маковский отошел от канонов парадного императорского портрета, изобразив Марию Федоровну как светскую красавицу. Нежные черты лица, изысканный туалет, овальный формат самого произведения — все это создает особый нарядный образ модели.