Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XV−XX веков из фондов ГХМ ХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Рождество Богородицы

Время создания
XVI век
Размер
58x38,5 см
58х38.5х2 см
Техника
Дерево, темпера
2
Открыть в приложении
#2
Икона «Рождество Богородицы» посвящена одному из главных — двунадесятых праздников в православии. Событие описано в апокрифическом «Протоевангелии Иакова» II–III веков. Это неканонический текст — не библейский, однако он не противоречит церковным книгам.
#3

Сюжет и композиция

#4
Как сказано в протоевангелии, родителями Девы Марии были благочестивый Иаоким и преподобная Анна из рода царя Давида. Детей у них долго не было, и уже в преклонном возрасте Анне явился в саду ангел и возвестил о появлении у неё Богородицы, матери Спасителя.

Самое древнее изображение Рождества Богородицы относится к IX веку. Фреска находится в Риме в церкви, которая была освящена в честь Святой Марии Египетской. Двумя веками позже сложилась композиция иконы, которую считают канонической: образ должен был состоять из 4 сюжетов — Рождество, купание, ласкание Марии и Иоаким, наблюдающий за Рождеством.
#5
На Руси Рождество Богородицы одним из первых написал известный московский иконописец Дионисий, когда работал над фресками в Ферапонтовом монастыре. Увидеть этот сюжет можно и в домонгольских росписях в Преображенском соборе Мирожского монастыря.
#6

Об иконе

#7
Икону из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска написали в XVI веке в Ростове. В центре композиции — фигура преподобной Анны на ложе. Справа — Анна и Иаоким ласкают младенца, слева внизу — сцена купания. На фоне изображены строения, и в одном из окон виден лик Иоакима.

Для основы мастера взяли доску, вырезанную из сердцевины бревна, для изображения вырезали ковчег — специальное углубление. Оно было нужно для того, чтобы уберечь образы святых от повреждений. Доску покрывали левкасом — меловым раствором. Его делали на масле и клее, поэтому покрытие получалось прочным.
#8
Лики писали темперой — специальной краской на основе порошковых пигментов. Их разводили в сыром яичном желтке и масле, поэтому, когда покрытие высыхало, оно приобретало глянцевый блеск. Нимбы преподобных покрыли тонким слоем сусального золота.
#9
Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа приобрёл «Рождество Богородицы» в 2002 году в антикварном объединении «Петербургские острова». Через 8 лет икону передали в музейную коллекцию.
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Рождество Богородицы

Время создания
XVI век
Размер
58x38,5 см
58х38.5х2 см
Техника
Дерево, темпера
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%